Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора

Российское среднее профессиональное образование:
востребованность и специфика выбора


Константиновский Д. Л.

Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. scan21@mail.ru

Попова Е. С.

Кандидат социологических  наук, научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. espopova@isras.ru

ID статьи на сайте журнала: 7096


Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34-44.
DOI 10.7868/S0132162518030030



Аннотация

Значимость среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена) отмечается международными экспертами, обращающими внимание на то, что получение такого образования имеет большое значение для технологического развития, позволяет сократить уровень молодёжной безработицы, повысить эффективность переходов от образования к рынку труда; однако выбирающая их молодёжь часто выпадает из внимания научного сообщества, не является объектом специальных исследований. В статье анализируются динамика охвата молодёжи отечественным средним профессиональным образованием и особенности выбора его молодёжью, мотивация и устойчивость намерений выпускников относительно образования и труда. Показана необоснованность некоторых распространённых представлений об участниках этих программ. Поступающие делают целенаправленный выбор учебного заведения и конкретной профессии, их мотивы таковы же, как у сверстников, планирующих поступить в вузы. Важное отличие – существенность материальных причин выбора, поскольку эти молодые люди зачастую происходят из «слабых» слоёв общества. По окончании школы это наиболее приемлемое для них и эффективное продолжение образовательной и профессиональной траектории. Вместе с тем подтверждено, что такие программы – более «транзитные» уровни образования, нежели высшее. Исследование показало: это не выключает их выпускников из рынка труда. Тем самым развенчивается ещё одно распространённое заблуждение, что эти программы нередко являются лишь средством к поступлению в вузы. В то же время множественность путей к получению высшего образования повышает его доступность для выходцев из «слабых» слоёв, что подчёркивает социальную роль среднего профессионального образования.


Ключевые слова
образование; рынок труда; среднее профессиональное образование; молодёжь; выбор профессии; образовательные и профессиональные траектории


Список литературы

Гаспаришвили А.Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. № 1 С. 92–110.

Индикаторы образования: 2017: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2017.

Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю., Рощина Я.М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006.

Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX–XXI вв: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014.

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодёжи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

Латова Н.В. Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 34–46.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015.

Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.

Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2014.

Ainsworth J.W., Roscigno V.J. Stratification, School-Work Linkages and Vocational Education // Social Forces. 2005. № 1 (84). C. 257–284.

Career guidance: a handbook for policy makers. Organisation for Economic Co-operation and Development, European Commission, Paris; Brussels: OECD; European Commission, 2004.

Froumin I.D., Kuzminov Y.I. Supply and Demand Patterns in Russian Higher Education // Higher education in the BRICs countries New York, NY: Springer Berlin Heidelberg, 2014. P. 97–123.

Global education digest 2009: comparing education statistics across the world. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2009.

Iannelli C., Raffe D. Vocational Upper-Secondary Education and the Transition from School // European Sociological Review. 2007. № 1 (23). C. 49–63.

Kо  ditz V., Peek R., Sellin B. Upper secondary education and vocational training. Research report, 2009 // Education and Skills [Электронный ресурс]. URL: http://www.feps-europe.eu/en/publications/ details/181 (дата обращения: 30.05.2017).

Konstantinovskiy D.L. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia) // Higher Education. 2016. № 74(2). P. 201–220.

Technical and vocational education and training in the 21st century: new roles and challenges for guidance and counselling; 2002. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001310/131005e.pdf (дата обращения: 30.05.2017).

Содержание номера № 3, 2018