Дети и детство как объекты социологических исследований


Майорова-Щеглова С. Н.

Доктор социологических наук, профессор, Московский государственный психолого­педагогический университет, Москва, Россия. sheglova-s@yandex.ru

Колосова Е. А.

Кандидат социологических наук, доцент, Российская государственная детская библиотека, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия. the_shmiga@mail.ru

DOI: 10.7868/S0132162518030066
ID статьи на сайте журнала: 7099


Ссылка при цитировании:

Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.
DOI: 10.7868/S0132162518030066


Аннотация

В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.


Ключевые слова
детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

Список литературы

Бесчасная А.А. Урбанистическое детство: социологический анализ. СПб.: Астерион, 2016. С. 125–126.

Бреева Е.Б. Исследование качественных характеристик детей в современной России: методологические аспекты: диссертация … доктора экономических наук. М., 1997.

Бюлер­Нидермейер Д., Зюнкер Х. От исследований социализации к социологии детства // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69–94.

Губанова А.Ю. Классификация электронного контента сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 7 (150). С. 139–143.

Гуркина О.А., Колосова Е.А. К вопросу об актуальности изучения детства в социологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 2. С. 149–157.

Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова­-Щеглова. М. 2017. 1 CD ROM.

Колосова Е.А. Потребительская социализация детей: подходы и практики // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова-­Щеглова. М. 2017. С. 139–156. 1 CD ROM.

Кон И.С. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология. М.: Наука. Т. 1. Социальная теория и Социальная практика. 1982. C. 237–249.

Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 151–174.

Митрофанова С.Ю. Парадоксы пространства детства. Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2007. № 1 (51). С. 32–40.

Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2016. № 2. С. 132–135.

Митрофанова С.Ю. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова­-Щеглова. М., 2017. С. 78–100.

Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18–24.

Одинокова В.А., Захарова Ю.П., Русакова М.М. Опыт социологического опроса детей, живущих в детских домах // Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. С. 116–142.

Рыбинский Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. Дис. … д.с.н. М., 1998.

Филипова А.Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.

Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Дети и город: проблема воспроизводства социального неравенства. Социология города. 2016. № 2. С. 58–71.

Фрис С. Социология молодежи / Пер. Омельченко Е.Л. // Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН, 2000.

Щеглова С.Н. (а) Социология детства: социально-технологический аспект // Социальные технологии, исследования. 2003. № 1. С. 26–31.

Щеглова С.Н. (б) «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 109–113.

Alanen L. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood // Childhood. 2016. Vol. 23(2). P. 157–161. URL: http://chd.sagepub.com/content/23/2/157.full.pdf+html (дата обращения: 01.06.2017).

Boulding E. Children’s Rights and the Wheel of Life. New Jersey: Transaction Book, 1979.

Davis K. The Child and Social Structure // Journal of Educational Sociology. Vol. 14.

Eisenstadt S. From Generation to Generation. New York: Glencoe, 1956.

James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children’ s experiences of family life // Children in families: research and policy / Brannen J., O’Brien (coord.). London: Falmer Press, 1996. P. 41–52.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of chidhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood / James A., Prout A. (coord.). London: Falmer Press, 1997. P. 7–33.

Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321–341.

Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest, Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research. 1991.

Tuukkanen T. Children’s life world as a perspective on their citizenship: The case of the Finnish Children’s Parliament / Terhi Tuukkanen, Marja Kankaanranta, Terhi-Anna Wilska // Childhood. 2012. № 20 (1). P. 131–147.


Содержание номера № 3, 2018