Социальный порядок детского сада глазами детей
конструирование мира детства через интервью-игру


Савинская О. Б.

Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ “Высшая школа экономики”, Москва, Россия osavinskaya@hse.ru

DOI: 10.7868/S013216251803008X
ID статьи на сайте журнала: 7101


Ссылка при цитировании:

Савинская О. Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85.
DOI: 10.7868/S013216251803008X



Аннотация

В статье описывается значимость изучения детства как самодостаточного объекта социальной практики. Дается обзор становления данного направления в социологии, обозначаются основные постулаты. Эмпирическая часть посвящена изучению детского сада как особого жизненного мира детей. Особое внимание уделяется описанию метода сбора данных – интервью-игре как адекватному методу для изучения мнения детей. Обозначены методические особенности реализации интервью-игры: использование психодраматических техник, использование детских игрушек (персонажей) для проецирования обсуждаемых ситуаций. Описывается процесс формирования доверительных отношений. Анализ интервью показал, что дети оказываются уникальными «экспертами», умеющими через особо построенную беседу рассказать о своем ощущении жизни в детском саду и о своих идеях ее изменения. Дети делают акцент на значимости игры с ровесниками, особенностях практик ухода (еды и сна), тактиках взаимодействия воспитателя с детьми, делают свои предложения по созданию более комфортных условий в детском саду. Полученный методический опыт показал, что развитие техник интервьюирования детей идет в русле развития метода интервью, а собранные данные могут стать полезным материалом для модернизации дошкольного образования.


Ключевые слова
социология детства; качественные методы; геймификация; дошкольники; интервью-игра; детский сад; дошкольное образование

Список литературы

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

Веселкова Н.В., Вандышев М.Н., Прямикова Е.В. Об основных векторах развития интервью // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 44–56.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (1933) // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–68.

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–18.

Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография / Науч. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М.: РОС, 2017.

Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2008.

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск, 1986.

Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 1. С. 68.

Савинская О.Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения (на примере г. Москвы) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 115–129.

Селиверстова Н.А. Дети как респонденты (Опыт конкретного социологического исследования) // Социологический сборник. Вып. 6 / Ин-т молодежи; Под общей ред. В.А. Лукова. М.: Социум, 2000. С. 156–162.

Сибирева М.Ю. Категория «детство» в истории социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. XIII. № 1. C. 167–177.

Сибирева М.Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Социологические исследования. 2010. № 7 (315). С. 147–150.

Филипова А.Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. 2012. № 1 (10). С. 79–94.

Холлоуэй C., Валентайн Дж. Пространство и детство: новые направления социальных исследований // Социальное пространство: Междисциплинарные исследования: Реферативный сборник / Отв. ред. Л.В. Гирко. М.: ИНИОН, 2003.

Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996.

Bertram T., Pascal C. Children Crossing Borders: Enhancing the inclusion of children in pre-school settings // Children in Europe 2007. № 12. P. 23–5.

Handbook of research methods in early childhood education: Research methodologies / Ed. by O.N. Saracho. Charlotte, NC: Information Age, 2015.

Hochschild A.R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley: University of California Press, 2003.

Madrid S.D. Emotional themes in preschool children’s play narratives. Dissertation (PhD). The Ohio State University, 2007.

Naudeau S., Kataoka N., Valerio A., Neuman M.J., Kennedy Elder L. An Early Childhood Development. Guide for Policy Dialogue and Project Preparation. Wash., DC: World Bank, 2011.

Rollins P.R., McCabe A., Bliss L. Culturally sensitive assessment of narrative skills in children // Seminars in Speech and Language. Vol. 21. № 3. 2000. P. 223–234.

Rytel J. Disagreement in preschoolers’ narrative discourse // Psychology of Language and Communication 2006, Vol. 10. № 1. P. 21–44.


Содержание номера № 3, 2018