Социологическое образование
между стандартами и реалиями


Скворцов Н. Г.

Доктор социологических наук, профессор, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Социологического общества им. М.М. Ковалевского, Санкт-Петербург, Россия n.skvortsov@spbu.ru

Зырянов В. В.

Кандидат экономических наук, доцент социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия zyrynov@socio.msu.ru

ID статьи на сайте журнала: 7240


Ссылка при цитировании:

Скворцов Н. Г., Зырянов В. В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30-40


Аннотация

В статье рассматриваются процессы, определяющие развитие социологического образования в нашей стране за последние 8—10 лет. Выявлены количественные тенденции изменения масштабов и «распределённости» социологического образования, проанализированы проблемы его позиционирования в системе взаимоотношений с рынком труда. Особое внимание уделено профессиональной идентичности выпускников-социологов. Авторская гипотеза заключается в предположении, что инструментами гармонизации отношений между социологическим образованием и рынком труда могут служить отраслевая рамка квалификации и профессиональные стандарты. Обоснование выявленных тенденций в изменениях масштабов и структуры социологического образования опирается на анализ данных официальной статистики контингента и контрольных цифрах приёма на социологические факультеты и отделения. Анализ показал тенденцию к сокращению масштабов социологического образования и его концентрацию в столицах и центральных регионах РФ. Поиск возможностей сопряжения трудовых функций на рабочих местах и компетенций, формируемых во время обучения, проведён путём сопоставления возможностей проекта профессионального стандарта социолога и модели отраслевой рамки квалификаций. Обосновывается предположение о значительном позитивном влиянии, которое может оказать на развитие социологического образования введение (актуализация) профессионального стандарта социолога, а также обсуждается тезис о возможностях гармонизации отношений социально-гуманитарного образования в целом с рынком труда посредством использования отраслевой рамки квалификаций.


Ключевые слова
социологическое образование; компетенции социолога; федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональный стандарт; отраслевая рамка квалификаций

Список литературы

 


Содержание номера № 7, 2018