Об институционализации социологии образования


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия; главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 7241


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М. Об институционализации социологии образования // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 41-49


Аннотация
Статья посвящена ключевым вопросам институционализации социологии образования. На основе сравнения процессов обретения социологией признаков целостности и устойчивости, а также функционирования в ряде стран, автор обосновывает основные параметры ее институционализации. Эти параметры могут быть представлены как виды потенциала науки и включают: а) наличие предмета познания и корпуса отраслевых теорий, б) качественно определенную позицию отрасли в окружающем научном пространстве, в) деятельность профессионального сообщества ученых и г) социально-практическую отдачу научной отрасли. Такая теоретическая
операционализация имеет новизну и общенаучное значение ввиду понятийного разнобоя и преобладания дескриптивного подхода в изучении истории социологии и ее отраслей. Опора на совокупность этих критериев позволяет перейти к систематичной и детальной оценке ее потенциалов. Социология образования, несмотря на развитие в последние десятилетия представлений о своем предмете и разработку базовых концепций, испытывает дефицит активного и скоординированного сообщества ученых, ресурсов его воспроизводства. Эта оценка подводит к обоснованию приоритетов ее развития в России.

Ключевые слова
социология образования; институционализация науки; критерии институционализации; приоритеты развития социологии образования

Список литературы

 


Содержание номера № 7, 2018