Об институционализации социологии образования


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, ведущий научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250000191-3
ID статьи на сайте журнала: 7241


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М. Об институционализации социологии образования // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 41-49.
DOI: 10.31857/S013216250000191-3



Аннотация
Статья посвящена ключевым вопросам институционализации социологии образования. На основе сравнения процессов обретения социологией признаков целостности и устойчивости, а также функционирования в ряде стран, автор обосновывает основные параметры ее институционализации. Эти параметры могут быть представлены как виды потенциала науки и включают: а) наличие предмета познания и корпуса отраслевых теорий, б) качественно определенную позицию отрасли в окружающем научном пространстве, в) деятельность профессионального сообщества ученых и г) социально-практическую отдачу научной отрасли. Такая теоретическая
операционализация имеет новизну и общенаучное значение ввиду понятийного разнобоя и преобладания дескриптивного подхода в изучении истории социологии и ее отраслей. Опора на совокупность этих критериев позволяет перейти к систематичной и детальной оценке ее потенциалов. Социология образования, несмотря на развитие в последние десятилетия представлений о своем предмете и разработку базовых концепций, испытывает дефицит активного и скоординированного сообщества ученых, ресурсов его воспроизводства. Эта оценка подводит к обоснованию приоритетов ее развития в России.

Ключевые слова
социология образования; институционализация науки; критерии институционализации; приоритеты развития социологии образования


Список литературы

Вишневский Ю.Р. История зарубежной социологии образования. Ч. 1. Классический этап (сер. XIX в. - нач. XX в.): Тенденции развития и уроки. Екатеринбург: УрФУ, 2014.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Великий Новгород: Нов- ГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.

Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под редакцией А.М. Осипова; Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015.

Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2003.

Зарубежная социология образования: коллективная монография / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014.

Зборовский Г.Е., Шукшина Е.А. Социология образования: Уч. пос. М.: Гардарики, 2005.

Константиновский Д.Л. Точка опоры (Размышления накануне конференции) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 26-35.

Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95-103.

Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 136-148.

Осипов А.М., Матвеева Н.А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36-42.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

Хитрин К.Л. Периодизация истории социологии образования как исследовательская проблема // Universum. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (13) URL: http://7universum.conn/ru/sodal/archive/itenn/2012 (дата обращения: 03.12.2017).

Ball S.J. Sociology of Education. London: Falmer, 2000.

Ballantine J.H. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 5th ed. New Jersey, Upper Saddle River: Prentice Hall, 2001.

Demaine J. (ed.) Sociology of Education Today. Basingstoke: Palgrave, 2001.

Hansen D.A. The Uncomfortable Relation of Sociology and Education. In: On Education-Sociological Perspective. N.Y.: John Wiley, 1967. P. 3-35.

Levinson D. (gen. ed.) Education and Sociology. An Encyclopedia. New York: RoutlegeFalmer, 2002.

Содержание номера № 7, 2018