Об институционализации социологии образования


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия; главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250000191-3
ID статьи на сайте журнала: 7241


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М. Об институционализации социологии образования // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 41-49.
DOI: 10.31857/S013216250000191-3



Аннотация
Статья посвящена ключевым вопросам институционализации социологии образования. На основе сравнения процессов обретения социологией признаков целостности и устойчивости, а также функционирования в ряде стран, автор обосновывает основные параметры ее институционализации. Эти параметры могут быть представлены как виды потенциала науки и включают: а) наличие предмета познания и корпуса отраслевых теорий, б) качественно определенную позицию отрасли в окружающем научном пространстве, в) деятельность профессионального сообщества ученых и г) социально-практическую отдачу научной отрасли. Такая теоретическая
операционализация имеет новизну и общенаучное значение ввиду понятийного разнобоя и преобладания дескриптивного подхода в изучении истории социологии и ее отраслей. Опора на совокупность этих критериев позволяет перейти к систематичной и детальной оценке ее потенциалов. Социология образования, несмотря на развитие в последние десятилетия представлений о своем предмете и разработку базовых концепций, испытывает дефицит активного и скоординированного сообщества ученых, ресурсов его воспроизводства. Эта оценка подводит к обоснованию приоритетов ее развития в России.

Ключевые слова
социология образования; институционализация науки; критерии институционализации; приоритеты развития социологии образования

Список литературы

Вишневский Ю.Р. История зарубежной социологии образования. Ч. 1. Классический этап (сер. XIX в. - нач. XX в.): Тенденции развития и уроки. Екатеринбург: УрФУ, 2014.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Великий Новгород: Нов- ГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.

Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под редакцией А.М. Осипова; Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015.

Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2003.

Зарубежная социология образования: коллективная монография / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014.

Зборовский Г.Е., Шукшина Е.А. Социология образования: Уч. пос. М.: Гардарики, 2005.

Константиновский Д.Л. Точка опоры (Размышления накануне конференции) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 26-35.

Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95-103.

Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 136-148.

Осипов А.М., Матвеева Н.А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36-42.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

Хитрин К.Л. Периодизация истории социологии образования как исследовательская проблема // Universum. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (13) URL: http://7universum.conn/ru/sodal/archive/itenn/2012 (дата обращения: 03.12.2017).

Ball S.J. Sociology of Education. London: Falmer, 2000.

Ballantine J.H. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 5th ed. New Jersey, Upper Saddle River: Prentice Hall, 2001.

Demaine J. (ed.) Sociology of Education Today. Basingstoke: Palgrave, 2001.

Hansen D.A. The Uncomfortable Relation of Sociology and Education. In: On Education-Sociological Perspective. N.Y.: John Wiley, 1967. P. 3-35.

Levinson D. (gen. ed.) Education and Sociology. An Encyclopedia. New York: RoutlegeFalmer, 2002.


Содержание номера № 7, 2018