Влияние изменений методологии ведущих мировых рейтингов на позиции университетов в них


Тростянская И. Б.

Кандидат политических наук, начальник научно-аналитического отдела. Центр социологических исследований, Москва, Россия. trostyanskaya@sociocenter.info

Полихина Н. А.

И.о. директора, Центр социологических исследований, Москва, Россия. polihina@sociocenter.info

DOI: 10.31857/S013216250001960-9
ID статьи на сайте журнала: 7336


Ссылка при цитировании:

Тростянская И. Б., Полихина Н. А. Влияние изменений методологии ведущих мировых рейтингов на позиции университетов в них // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 71-79.
DOI: 10.31857/S013216250001960-9


Аннотация

В статье рассматриваются основные изменения методологии ведущих мировых рейтингов. Особое внимание уделено изменениям методологии рейтингов Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings, как одних из самых влиятельных мировых рейтингов, степени влияния данных изменений на позиции университетов в обозначенных институциональных рейтингах, а также тому, насколько последние изменения методологии повлияли на возможность сравнения результатов институциональных рейтингов за последние несколько лет. В качестве рейтинга с наиболее устойчивой методологией рассматривается институциональный рейтинг Academic Ranking of World Universities. На основании проведенного анализа выявлено, что изменения методологии ведущих мировых рейтингов практически не оказывают влияние на позиции университетов, входящих в топ-300 обозначенных рейтингов. Рассмотренные рейтинги демонстрируют высокую преемственность результатов на протяжении последних лет.


Ключевые слова
высшее образование; университет; конкурентоспособность; мировые рейтинги университетов; Проект 5-100; изменение методологии

Список литературы

Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 9. С. 150–172.

Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Сравнительная надежность глобальных рейтингов университетов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 127–140.

Кем Б. М. Рейтинги университетов – воздействия и непредвиденные побочные эффекты // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 71–80.

Кинчарова А. Мировые рейтинги университетов: методология, эффекты и критика, 2013. URL: http:// past-centre.ru/wp-content/uploads/2013/04/Metodologiya_mirovyh_reitingov_universitetov.pdf (дата обращения: 16.02.2018)

Неудачин И. Г. Сравнение мировых рейтингов университетов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 9–1. С. 5–8.

Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2018.

Салми Джамиль. Создание университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2009. С. 4.

Aguillo Isidro F., Bar-Ilan Judit, Levene Mark, Ortega Jose’ Luis. Comparing university rankings //  Scientometrics. 2010. 85. P. 243–256. DOI 10.1007/s11192–010–0190-z

Bar-Ilan Judit, Levene Mark, Lin Ayelet. Some measures for comparing citation databases // Journal of  Informetrics. 2007. № 1. P. 26–34.

Fagin Ronald, Kumar Ravi, Sivakumar D. Comparing top k lists // SIAM Journal on Discrete Mathematics.  2003. № 17(1). P. 134–160.

Salmi Jamil, Alenoush Saroyan. League tables as policy instruments: Uses and misusesт // Higher Education  Management and Policy, 2007. P. 31–68.


Содержание номера № 9, 2018