Занятость студентов во время обучения в вузе


Филоненко В. И.

Доктор социологических наук, профессор Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия soc-centr-sfedu@yandex.ru

Скачкова Л. С.

Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой управления человеческими ресурсами экономического факультета ЮФУ, Ростов на Дону, Россия lskachkova@gmail.com

Филоненко Ю. В.

Кандидат экономических наук, доцент экономического факультета ЮФУ, Ростов на Дону, Россия yfilonenko@sfedu.ru

DOI: 10.31857/S013216250001970-0
ID статьи на сайте журнала: 7345


Ссылка при цитировании:

Филоненко В. И., Скачкова Л. С., Филоненко Ю. В. Занятость студентов во время обучения в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 135-140.
DOI: 10.31857/S013216250001970-0


Аннотация

Анализируются данные трех волн (2006, 2011, 2016) исследования противоречий и проблем социализации современного студенчества в контексте формирования их профессиональных навыков, в том числе факторов занятости во время обучения, а также мотивации временной занятости и совмещения с учебой в вузе. Выявленные тенденции совмещения трудовой занятости с обучением в университете рассматриваются с учетом причин такой занятости, ее влияния на академическую успеваемость, а также на адаптацию к условиям рынка труда в рамках перехода от учебы к работе, перспектив развития карьеры молодого специалиста. Сделаны выводы об изменении характера занятости студентов в вузе. Если в 2006 г. студенты воспринимали ее как промежуточный этап социализации, то к 2016 г. выявляется тенденция ее восприятия как базиса для профессиональной карьеры.


Ключевые слова
студенты; временная занятость; мотивы временной занятости; профессиональная социализация; трудоустройство

Список литературы

Апокин А. Ю., Юдкевич М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. № 6. С. 107–108.

Большакова О. А. Оплачиваемая работа студентов // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 136–139.

Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 106–115.

Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы // Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 12. М.: ФИРО, 2009.

Михалкина Е. В., Скачкова Л. С. Модель адаптации молодых специалистов к условиям рынка труда // Кадровик. 2012. № 3. С. 104–111.

Образовательные и карьерные стратегии студентов старших курсов российских вузов. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2014.

Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179.

Харченко В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 92–104.

Evans С., Gbadamosi G., Richardson М. Flexibility, compromise and opportunity: Students’ perceptions of balancing part-time work with a full-time business degree // The International Journal of Management Education. 2014. 12. Р. 80–90.

Passaretta G., Triventi M. Work experience during higher education and post-graduation occupational outcomes: A comparative study on four European countries // International Journal of Comparative Sociology. 2015. Vol. 56(3–4). Р.232–253.

Patton W. Career education: What we know. What we need to know. Sydney Enterprise, Career and Employment Foundation. 2001. Р. 13–19.

Richardson M., Evans C., Gbadamosi G. Funding full-time study through part-time work // Journal of Education and Work. 2009. 22(4). Р. 319–334.

Triventi М. Does working during higher education affect students’ academic progression? // Economics of Education Review. 2014. Vol. 41. Р. 1–13.


Содержание номера № 9, 2018