Какая идеология нужна России и нужна ли вообще? (О книге «Россия в поисках идеологий»)

Какая идеология нужна России и нужна ли вообще? (О книге «Россия в поисках идеологий»)


Кондрашов П. Н.

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия pnk060776@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 7395


Ссылка при цитировании:

Кондрашов П. Н. Какая идеология нужна России и нужна ли вообще? (О книге «Россия в поисках идеологий») // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 162-167.
DOI 10.31857/S013216250002170-0



Аннотация

В рецензии представлен анализ результатов исследований идеологии как социально-политического регулятора современных обществ. Авторы рассматривают современную мир-экономику как незавершенный модерн, поэтому необходим не переход к постмодерному обществу, а глобальная радикализация модерна. Поскольку идеологии имманентны модерну, то сегодня рано говорить о «конце идеологий», напротив, идеологии будут играть более существенную роль, чем ранее. Они сегодня выполняют прежде всего функцию обоснования и легитимации моральных ценностей. Идеология – это уже не политический проект, а ценностный регулятор. Если в будущем осуществится переход от мир-экономики (ориентированной на homo œconomicus) к мирополитике (основанной на идеалистической политике всеобщих ценностей, доверии, делиберативной демократии), произойдёт также и смена неолиберальной метаидеологии на другую, вероятнее всего, метаидеологию коммунитаристскую.


Ключевые слова
идеология; ценностные регуляторы; модерн; мир-экономика; мирополитика; радикальная модернизация; глобализация


Список литературы

Мартьянов В. С. Социальная стратификация современных обществ: от экономических классов к рентным группам // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 139–148.

Россия в поисках идеологий: трансформация ценностных регуляторов современных обществ / под ред. В. С. Мартьянова, Л. Г. Фишмана. М.: Политическая энциклопедия, 2016.

Тощенко Ж. Т. Прекариат – новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3–13.

Investigating Shrek: Power, Identity, and Ideology (2011). New York: Palgrave Macmillan.

Содержание номера № 10, 2018