Свобода слова и повседневная практика журналистов региональных СМИ


Романович Н. А.

Доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и политического управления, Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Воронеж, Россия. nelly@qualitas.ru

Коробкова О. А.

Аспирант, Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Воронеж, Россия. oksana.korobkova@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250002790-2
ID статьи на сайте журнала: 7426


Ссылка при цитировании:

Романович Н. А., Коробкова О. А. Свобода слова и повседневная практика журналистов региональных СМИ // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 106-116.
DOI: 10.31857/S013216250002790-2



Аннотация

Создатели и распространители продукции масс-медиа формируют и транслируют образы современного мира, задают направления публичных дискуссий, конструируют смыслы и критерии оценки происходящего, ведут культурные войны. Представляется интересным взглянуть на профессиональную кухню журналистов и исследовать оценки самих работников СМИ положения со свободой слова в РФ. С этой целью Институт общественного мнения «Квалитас» повторил в 2015 г. исследования 2004 и 1994 гг., опросив в Воронеже представителей масс-медиа – от главных редакторов до рядовых журналистов. Результаты исследования показали, что среди журналистов нет однозначной оценки относительно существующей свободы слова: одним ее достаточно, другим – нет. Хотя местная власть в представлениях журналистов доминирует как источник ущемления свободы слова, ее интересы не являются определяющими в формировании информационной повестки дня. Самоцензура немаловажна в ходе подготовки материалов к публикации. Решения о публикации материалов принимаются с учетом калейдоскопа интересов, причем на первый план зачастую выходят коммерческие интересы и человеческие слабости.


Ключевые слова
свобода слова; социологический опрос; журналисты; средства массовой информации; цензура


Список литературы

Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по городу Воронежу. № 2014-08 / Под ред. Н.А. Романович. Воронеж: Квалитас, 2014.

Романович Н.А. Региональные СМИ: возможности и проблемы // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 77–78.

Роттердамский Э. Воспитание христианского государя. М.: Мысль, 2010.

Тарле Е.В. Печать во Франции при Наполеоне I. М.: Едиториал УРСС, 2010.

Тузиков А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа. М.: Социально-гуманитарные знания, 2002.

Яницкий О.Н. Модернизация гуманитарного знания // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 4. С. 69–88.

Croteau D. Media/Society: Industries, Images, and Audiences / Ed. D. Croteau, W. Hoynes. 2nd ed. Pine Forge Press, 2000.

Garton-Ash T. Free Speech: Ten Principles for a Connected World. London: ATLANTIC BOOKS, 2016.

Godwin M. Cyber Rights: Defending Free Speech in the Digital Age. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. P. 349–352.

Guibault L., Hugenholtz B. The Future of the Public Domain: Identifying the Commons in Information Law. The Netherlands, Alphen aan den Rijn: Kluwer Law International, 2006.

Hall S. The Rediscovery of «Ideology» Return of the Repressed in Media Studies // Culture, Society and Media. London: Routledge, 1982. P. 56–89.

Hunter J.D. Culture Wars. New York: Basic Books. 1992.

Mill J.S. Introductory. On Liberty. 4th ed. London: Longman, Roberts & Green, 1869.

Thompson J.B. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Stanford, CA: Stanford University Press, 1990.

Содержание номера № 11, 2018