Молчание как конструкт дискурса в социолингвистике


Шульц В. Л.

Доктор философских наук, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. cona01@yandex.ru

Любимова Т. М.

Доктор философских наук, кандидат филологических наук, Москва, Россия t.ljubimova@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250003172-2
ID статьи на сайте журнала: 7463


Ссылка при цитировании:

Шульц В. Л., Любимова Т. М. Молчание как конструкт дискурса в социолингвистике // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 84-93.
DOI: 10.31857/S013216250003172-2


Аннотация

В статье на материале анализа дискурса как одного из ведущих направлений в современной социолингвистике и «анализе разговора» (преконструкт как след в самом дискурсе предшествующих эпох, поставляющих материал для дискурсной формации; интердискурс как отношение дискурса к «уже услышанному»; интрадискурс как функционирование дискурса по отношению к нему самому) выстраивается типология форм молчания как конструктов завершающейся реальности, в которой заложено концептуальное начало новой реальности (забвение, умолчание, скрытые смыслы, эзопов язык, эвфемизм, «немая сцена»). Забвение рассматривается как спонтанный мнемонический механизм и как технология инструментального воздействия на память. В статье анализируется «невысказанное» как один из основных конструктов дискурса, демонстрируется иллюзорность прозрачности смыслов в тексте, обосновывается принцип открытости дискурса для множественной интерпретации, раскрывается механизм стыковки отдельных конструктов дискурса с зонами молчания, которые при всей эксплицитной асемантичности имплицитно наполнены множественными смыслами. Молчание как конструкт, берущий на себя роль сцепления между вербальным и невербальным, соотносится по принципу антитезы с полифонией (полилогом) М.М. Бахтина, понимаемым как множество авторских голосов.


Ключевые слова
преконструкт; интердискурс; интрадискурс; имплицитность; эксплицитность; интерпретация; идеологизация памяти; коллективная память; смысло утрата; дезинформация

Список литературы

 


Содержание номера № 12, 2018