Политические эффекты социальных сетей в России

Политические эффекты социальных сетей в России


Михайленок О. М.

Доктор политических наук,главный научный сотрудник, руководитель отдела исследования социально-политических отношений, Центр политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. (m-oleg-m@yandex.ru) m-oleg-m@yandex.ru

Малышева Г. А.

младший научный сотрудник отдела исследования социально-политических отношений, Центр политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. (lamaga2007@yandex.ru). lamaga2007@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250004012-6
ID статьи на сайте журнала: 7541


Ссылка при цитировании:

Михайленок О. М., Малышева Г. А. Политические эффекты социальных сетей в России // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 78-87.
DOI 10.31857/S013216250004012-6



Аннотация

Статья посвящена влиянию социальных сервисов Интернета на политику и политические отношения в России. Основываясь на вторичном анализе социологических данных, прослежены тенденции развития социальных сетей и социальных медиа как публично-политического пространства. Выделены особенности онлайновых политических взаимодействий в условиях интенсификации цифровых информационных потоков. Подчеркивается, что социальные сети не просто калькируют совокупность общественно-политических противоречий в стране, но и сами являются средой политического противоборства и реализации интересов различных акторов. Указаны факторы, определяющие неоднозначный характер виртуального сетевого пространства в организации социального диалога и становлении гражданской идентичности россиян. Показана специфика влияния социальных сетей и медиа на процесс легитимации, обусловленный особенностями социально-коммуникативной сферы в России.


Ключевые слова
социальные сети; социальные медиа; политические отношения; политическое участие; цифровые технологии; цифровое неравенство; социальное неравенство; гражданское общество; легитимация политической власти


Список литературы

Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Сравнительный анализ «новых СМИ» и социальных медиа в контексте социально-политического и исторического факторов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1. С. 153–161. DOI: 10.17223/1998863X/33/16.

Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008.

Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: СПГУТД, 2013.

Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России // Политические исследования. 2011. № 5. С. 151–164.

Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ – 2017 // Вестник общественного мнения. 2017. № 1–2(124). С. 105–129. URL: https://publications. hse.ru/mirror/pubs/share/direct/214003992 (дата обращения: 16.09.2018).

Волков Д., Колесников А. Мы ждем перемен. Есть ли в России массовый спрос на изменения? М.: Московский Центр Карнеги, 2017. URL: http://carnegieendowment.org/files/CP_Kolesnikov_Volkov_ web_Rus1.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

Володенков С.В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления // Политическая экспертиза. 2017. Т. 13. № 3. С. 57–69.

Володенков С.В., Кузнецов И.И., Евгеньева Т.В. и др. Информационно-технологическое проектирование политических ценностей в российском сегменте интернет-пространства: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2014. № 5. С. 113–135.

Жежко-Браун И.В. Хиллари Родем Клинтон и Сол Алинский: «Существует только борьба…» // Идеи и идеалы. 2017. № 2(32). Т. 1. С. 103–131.

Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич; Под науч. ред. А.И. Черных. М.: ВШЭ, 2016.

Мальцева Д.В. Сетевой подход как феномен социологической теории // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 3–14. DOI: 10.7868/S0132162518040013

Мирошниченко И.В. Сетевая публичная политика и управление: Моногр. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016.

Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. Сетевая публичная политика: контуры предметного поля // ПОЛИС. Политические исследования. 2017. № 2. С. 82–102. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.06.

Неяскин Г.Н. Интернет в политических кампаниях США и России: сравнительный анализ // Бизнес. Общество. Власть. 2010. № 5. С. 144–163.

Российское общество после президентских выборов – 2018: запрос на перемены. Информационноанали тический доклад. М.: ФНИСЦ РАН, 2018.

Рыков Ю.Г. Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4. С. 144–156.

Скуратов А.Б. Страты участников локальных интернет-сообществ: основные черты и характеристики // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2017. Т. 17. № 1. С. 82–88. DOI: 10.14529/ ssh170113.

Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014.

Соловьев А.И. Институциональные сети российского государства и стратегия самолегитимации правящего режима // Политическая экспертиза. 2012. Т. 8. № 3. С. 5–20.

Соловьев А.И. Массовое сознание и государственная политика: точки пересечения и проблемы взаимодействия // Политическая наука. 2017. № 1. С. 186–203.

Цифровая экономика: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Чэнь Ди. Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2015.

Содержание номера № 2, 2019