Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
региональное неравенство


Кулагина Е. В.

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, Россия elkulagina@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250004278-8
ID статьи на сайте журнала: 7574


Ссылка при цитировании:

Кулагина Е. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 49-62.
DOI: 10.31857/S013216250004278-8



Аннотация

В статье рассмотрены тенденции специального образования в России. Показан уровень регионального неравенства в доле детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в численности школьников, в их распределении по формам обучения, проведены сопоставления с развитыми странами. На основе анализа зарубежных исследований выявлены факторы неравенства, характеризующие население и территории, которые приводят к росту численности детей со специальными образовательными потребностями, к снижению объемов поддержки. Определены характерные для России социально-экономические и демографические (в том числе территориальные) факторы, взаимосвязанные с высокими показателями доли детей с ОВЗ в численности школьников, выделена группа регионов с низким уровнем жизни населения и низкой плотностью. Выявлены значимые факторы: плотность населения и тип поселения, обуславливающие худшие условия для выявления нарушений и для обеспечения специального образования. Выделены группы регионов с достоверно высокими показателями детей с ОВЗ; доли детей с ЗПР, доли детей с ОВЗ в обычных и специальных классах, а также с достоверно низкими – в специальных школах. Информационную базу исследования в субъектах РФ составили данные федеральной статистики Росстата и Министерства образования и науки РФ за период с 2011 по 2015 г.


Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды; образование детей-инвалидов; образование детей с ограниченными возможностями здоровья; специальное образование; образовательная политика в отношении инвалидов; региональное неравенство


Список литературы

Гаврикова Н.И., Степанова С.Н. Приоритетные направления оптимизации деятельности территориальной ПМПК Сургутского района ХМАО–Югры // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 164–170. [Gavrikova N.I., Stepanova S.N. (2015) Prioritetnye napravleniya optimizacii deyatel'nosti territorial'noj PMPK Surgutskogo rajona HMAO–Yugry. In: Alekhina S.V. (ed.) Activities of Psychological, Medical and Pedagogical Commissions in Modern Conditions: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Novosibirsk: Izd-vo NGPU: 164–170. (In Russ.)]

Кулагина Е.В. Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Вып. 10. Т. 13. C. 1944–1971. [Kulagina E.V. (2017) Social Policy and Disability in Welfare States and in Russia: Transition to Independent Life and Inclusion. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. No. 10. Iss. 13: 1944–1971. (In Russ.)] DOI: 10.24891/ni.13.10.1944.

Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические исследования. 2015. № 9. C. 94–101. [Kulagina E.V. (2015) Schooling of Disabled Children and the Children with Special Educational Needs: Tendencies and Criteria of Regulation. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 94–101. (In Russ.)].

Образование в России – 2016. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2016. [Education in Russia – 2016. Statistical Bulletin. (2016) Moscow: MIREA.]

Регионы России: социально-экономические показатели. 2016. Стат. сб. / Росстат. М., 2016. [Russian Regions: Socio-economic Indicators. 2016. (2016) Stat. collection / Rosstat. Moscow. (In Russ.)]

Berry A.B., Gravelle M. (2013) The Benefits and Challenges of Special Education Positions in Rural Settings: Listening to the Teachers. Rural Educator. Vol. 34. No. 2: 1–13.

Coleman T.J. (2000) Culturally Appropriate Assessment for Children Living in Rural Areas. Contemporary Issues in Communication Science and Disorders. Vol. 27: 117–126.

Drudy S., Kinsella W. (2009) Developing an Inclusive System in Rapidly Changing European Society. International Journal of Inclusive Education. Vol. 13. No. 6: 647–663. DOI: 10.1080/13603110802106170.

Halfon N., Houtrow A., Larson K., Newacheck P.W. (2012) The Changing Landscape of Disability in Childhood. The Future of Children. Vol. 22. No. 1: 13–42.

Hosp J.L., Reschly D.J. (2004) Disproportionate Representation of Minority Students in Special Education: Academic, Demographic, and Economic Predictors. Exceptional Children. Vol. 70. No. 2: 185–199.

Lipman E.L., Offord D.R., Boyle M.H. (1994) Relation between Economic Disadvantage and Psychosocial Morbidity in Children. Canadian Medical Association Journal. Vol. 151. Iss. 4: 431–437.

McCann C. (2014) The Evolution of Federal Special Education Finance in the United State. New America Education Policy Program. Washington.

Meijer C., Soriano V., Watkins A. (eds) (2003) Special Needs Education in Europe. Denmark: Thematic Publication. European Agency for Development in Special Needs Education Publishing.

Michalíka J., Voženílek V. (2014) Organizational and Territorial Model of Identification of Special Educational Needs in the Czech Republic. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 112: 1137–1148. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1278.

NESSE. (2012) Education and Disability/Special Needs: Policies and Practices in Education, Training and Employment for Students with Disabilities and Special Educational Needs in the EU. As of 30 March 2013.

OECD. (2007) Students with Disabilities, Learning Difficulties and Disadvantages. Policies, Statistics and Indicators. Paris: OECD.

OECD. (2016) Regions at a Glance 2016, OECD Publishing, Paris: OECD. DOI: 10.1787/reg_glance-2016-en.

Parsons S., Lewis A., Davison I., Ellins J., Robertson C. (2009) Satisfaction with Educational Provision for Children with SEN or Disabilities: A National Postal Survey of the Views of Parents in Great Britain. Educational Review. Vol. 61. No. 1: 19–47. DOI: 10.1080/00131910802684755.

Schafer M.J., Khan S.S. (2017) Family Economy, Rural School Choice, and Flexischooling Children with Disabilities. Rural Sociology. Vol. 82. Iss. 3: 524–547.

Somersalo Н., Solantaus Т. (2001) Economic Recession and Inequality in Education: Children Needing Special Services in Focus. Scandinavian Journal of Educational Research. Vol. 45. No. 3: 233–248. DOI: 10.1080/00313830120074187.

Sullivan A.L. (2011) Disproportionality in Special Education Identification and Placement of English Language Learners. Exceptional Children. Vol. 77. No. 3: 317–334. DOI: 10.1177/001440291107700304.

Richmond M., Fairchild D. (2013) Financing the Education of High-Need Students. Washington, DC: Thomas B. Fordham Foundation.

Содержание номера № 3, 2019