Влияние социальных сетей на протестное поведение (на примере Армении)


Атанесян А. В.

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии факультета социологии Ереванского государственного университета, Ереван, Армения atanesyan@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250004280-1
ID статьи на сайте журнала: 7576


Ссылка при цитировании:

Атанесян А. В. Влияние социальных сетей на протестное поведение (на примере Армении) // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 73-84.
DOI: 10.31857/S013216250004280-1



Аннотация

В статье анализируется роль виртуальных социальных сетей в современных массовых политических процессах. Рассматриваются отчасти противоположные точки зрения по данному вопросу, обсуждаются результаты исследований роли социальных сетей в массовых протестах в первой декаде XXI в. на постсоветском пространстве и в арабских странах. Представлено авторское исследование восприятий армянских пользователей соцсети Facebook (наиболее популярной в Армении) – участников массовых политических протестов весной 2018 г. в Армении касательно роли виртуальных коммуникаций в причинах, формах реализации и результативности протестной активности. Были выявлены объективные причины протестных настроений в восприятиях, в том числе высокий уровень коррупции, криминально-клановая структура и неэффективность власти, монополизация экономики. Сами участники митингов не считают влияние сайтов соцсетей причиной своего протестного поведения. Показано, что для определенного сектора пользователей Facebook их сугубо коммуникативно-виртуальная активность в период массовых протестов является не менее активной формой политического участия, нежели участие в митингах и другие прямые действия. Подтвердилась гипотеза о существенной роли виртуальных социальных сетей в обеспечении протестам массовости, популярности и синхронизированности.


Ключевые слова
сайты социальных сетей (ССС); массовые политические протесты в Армении весной 2018 г.; Facebook; социальный капитал; восприятия; политическое участие


Список литературы

Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83. [Voinskounsky A.E., Evdokimenko A.S., Fedunina N.Yu. (2013) Alternative Identity in Social Networks. Vestnik Moskovskogo Universiteta [Moscow University Psychology Bulletin]. Ser. 14. Psychology. No. 1: 66–83. (In Russ.)].

Карпов П.Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: Интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник РУДН. 2013. Серия Политология. № 1. С. 137–149. [Karpov P.N. (2013) The Role of New Media in the Political Communication: Internet as an Instrument of Setting the New Agenda. Vestnik RUDN, Seriya Politologiya [RUDN Journal of Political Science]. No. 1: 137–149. (In Russ.)]

Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М.: Русск. биографич. ин-т; Ин-т эконом. страт., 2016. [Sundiev I.Yu., Smirnov A.A. (2016) Theory and Technologies of Social Destruction (on Example of «Colored Revolutions»). Moscow: Russk. biograf. in-t, In-t ekonom. strat. (In Russ.)]

Alter A. (2017) Irresistible: The Rise of Addictive Technology and the Business of Keeping Us Hooked. New York: Penguin Press.

Al-Rawi A.K. (2014) The Arab Spring and Online Protests in Iraq. International Journal of Communication. No. 8: 916–942.

Breuer A. (2012) The Role of Social Media in Mobilizing Political Protest. Evidence from the Tunisian Revolution. Discussion Paper. No. 10. Bonn: German Development Institute.

Brouwer L., Bartels E. (2014) Arab Spring in Morocco: Social Media and the 20 February Movement. Afrika Focus. Vol. 27. No. 2: 9–22.

Chebib N.K., Sohail R.M. (2011) The Reasons Social Media Contributed to The 2011 Egyptian Revolution. International Journal of Business Research and Management (IJBRM). Vol. 2. Iss. 3: 139–162.

Comninos А. (2011) Twitter Revolutions and Cyber Crackdowns User-generated Content and Social Networking in the Arab Spring and Beyond. Association for Progressive Communications (APC).

Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. (1986) Living with Television: The Dynamics of the Cultivation Process. In: Bryant J., Zillman D. (eds) Perspectives on Media Effects. Hilldale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates: 17–40.

Gerbner G. (2000) Cultivation Analysis: an Overview. Communicator. October-December: 3–12.

Grossmann M. (2012) Interest Group Influence on US Policy Change: An Assessment Based on Policy History. Interest Groups & Advocacy. Vol. 1. No. 2: 171–192. DOI: 10.1057/iga.2012.9

Jost J.T., Barberá P., Bonneau R., Langer M., Metzger M., Nagler J., Sterling J., Tucker J.A. (2018) How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Political Psychology. No. 39: 85–118. DOI:10.1111/pops.12478.

Lee S. (2018) The Role of Social Media in Protest Participation: The Case of Candlelight Vigils in South Korea. International Journal of Communication. No. 12: 1523–1540.

Metzger M.M., Tucker J.A. (2017) Social Media and EuroMaidan: A Review Essay. Slavic Review. Vol. 76. No. 1 (Spring): 169–191. DOI: 10.1017/slr.2017.16

Salzman R. (2016) Exploring Social Media Use and Protest Participation in Latin America. Journal of Latin American Communication Research. No. 5(2): 72–85.

Valenzuela S., Park N., Kee K.F. (2009) Is There Social Capital in a Social Network Site? Facebook Use and College Students’ Life Satisfaction, Trust, and Participation. Journal of Computer-Mediated Communication. No. 14: 875–901. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2009.01474.x

Wilson S.L. (2017) Detecting Mass Protest through Social Media. The Journal of Social Media in Society. No. 6(2): 5–21.

Zayani M. (2016) On the Entangled Question of Media and Politics in the Middle East. In: Mirgani S. (ed.). Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Working Group Summary Report. Center for International and Regional Studies. Georgetown University School of Foreign Service in Qatar: 3–4.

de Zúñiga H.G., Jung N., Valenzuela S. (2012) Social Media Use for News and Individuals' Social Capital, Civic Engagement and Political Participation. Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 17. Iss. 3: 319–336. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2012.01574.x.

Содержание номера № 3, 2019