Культура управления коммуникациями в социальных медиа как элемент «цифровой грамотности»


Глухов А. П.

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Томского государственного университета, Томск, Россия glukhovap@tspu.edu.ru

DOI: 10.31857/S013216250004965-4
ID статьи на сайте журнала: 7660


При финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-011-00225а.


Ссылка при цитировании:

Глухов А. П. Культура управления коммуникациями в социальных медиа как элемент «цифровой грамотности» // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 110-118.
DOI: 10.31857/S013216250004965-4


Аннотация

Представлен обзор зарубежных исследований ресоциализации и трансформации межличностных отношений в социальных медиа. Рассмотрены ключевые положения концептов управляемости отношений Я. Ван Дейка и полимедиа М. Мадиану и Д. Миллера, а также направления исследований компетенций в области «цифровой грамотности» Г. Дженкинса. Предложено использование термина виртуальной коммуникативной культуры как характеристики выстраивания взаимоотношений в соцсетях и набора необходимых компетенций сетевого общения. На основе проведенного автором исследования виртуальной коммуникативной культуры студентов вузов г. Томска как типичных представителей сетевого поколения с высокой цифровой компетентностью тематизируются такие элементы новой сетевой коммуникативной культуры, как менеджмент режимов коммуникации в отношении уровней приватности/публичности, синхронности/асинхронности, внимания и вовлеченности. В исследовании применялись методы: анализа творческих эссе на заданную тему, глубинных интервью и фокус-групп.


Ключевые слова
социальные медиа; межличностные отношения; полимедиа; менеджмент режимов коммуникации; полупубличные коммуникации


Список литературы

Глухов А.П. Окушова Г.А. Аналитика трансформации межличностного общения под воздействием социальных сетей: от прагматического приятия до романтического отрицания // Материалы IV международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции «Connect-Universum – 2018». 2018. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/1209.html (дата обращения: 09.02.2019). [Glukhov A.P., Okushova G.A. (2018) The Analyst of Interpersonal Communication Transformation under the Influence of Social Networks: from Pragmatic to Romantic Negation. In: Proceedings of the IV International Transdisciplinary Scientific and Practical WEBconference «Connect-Universum-2018». URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/1209.html (accessed 09.02.2019). (In Russ.)].

Глухов А.П., Булатова Т.А. Социальные сети как инфраструктура межличностного общения: трансформация и диффузия фреймов коммуникации (кейс томских студентов) // Siberian Socium. 2017. Т. 1. № 2. С. 82–96. URL: https://siberian-socium.utmn.ru/upload/iblock/543/082_096.pdf (дата обращения: 06.02.2019). [Glukhov A.P., Bulatova T.A. (2017) Social Networks as Infrastructure of Interpersonal Communication: Transformation and Diffusion of Frames of Communication (Case of Tomsk Students). Siberian Socium. Vol. 1. No. 2: 82–96. (In Russ.)].

Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 334–356. [Madianou M., Miller D. (2018) Polymedia: Towards a New Theory of Digital Media in Interpersonal Communication. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No.1: 334–356. (In Russ.)].

Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет; Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. URL: http://ifap.ru/library/book536.pdf (дата обращения: 09.02.2019). [Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Y. (2013) Digital Competence of Adolescents and Parents. Results of the all-Russian Study. Moscow: Fond Razvitiya Internet; Fakul'tet psikhologii MGU im. M.V. Lomonosova. URL: http://ifap.ru/library/book536.pdf (accessed 09.02.2019). (In Russ.)].

Broadbent S. (2012) Approaches to Personal Communication. In: Horst H.A., Miller D. (eds) Digital Anthropology. London: Berg: 127–146.

Jenkins H., Clinton K., Purushotma R., Robinson A.J., Weigel M. (2006) Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. An Occasional Paper on Digital Media and Learning. The MacArthur Foundation.

Kraut, R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukophadhyay T., Scherli W. (1998) Internet Paradox: a Social Technology that Reduces Social Involvement and Psychological Well-being? American Psychologist. No. 53(9): 1017–1031.

Miller D. (2012) Social Networking Sites. In: Horst H.A., Miller D. (eds) Digital Anthropology. London: Berg: 146–165.

Turkle S. (2011) Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. New York: Basic Books.

van Dijk J. (2006) The Network Society. Social Aspects of New Media. London: SAGE Publications Ltd.

Wellman B., Hogan B. (2006) Connected Lives: The Project. In: Purcell P. (ed.) Networked Neighbourhoods. London: Springer Verlag.

Содержание номера № 5, 2019