Транзитная солидарность в современной сетевой культуре
между карнавалом и травмой


Зубанова Л. Б.

Кандидат социологических наук, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры, Челябинск, Россия. milazubanova@gmail.com

Зыховская Н. Л.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия. ladoga122@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250004966-5
ID статьи на сайте журнала: 7661


Исследование осуществлено в рамках программы грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (Конкурс НШ № 3200.2018.6), проект «Культура как основа ценностно-духовной консолидации: потенциал культурного наследия и образы будущего».


Ссылка при цитировании:

Зубанова Л. Б., Зыховская Н. Л. Транзитная солидарность в современной сетевой культуре: между карнавалом и травмой // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 119-128.
DOI: 10.31857/S013216250004966-5



Аннотация

Статья посвящена осмыслению феномена интернет-культуры – сетевых флешмобов, распространившихся в режиме web-эпидемии. Сетевые флешмобы анализируются с позиции раскрытия в них нового типа солидарности, получившей в авторской терминологии обозначение – транзитная солидарность. На примере сетевых флешмобов «Я не Боюсь Сказать», «Питер Мы с Тобой», «Меня не взяли», «Взрослая жизнь в пяти словах», «Три слова в прошлое» и других изучается вариативная основа идентификации интернет-пользователей с группой. Содержательно-смысловая конструкция сетевых флешмобов раскрывается через концепты «травма» и «карнавал». Делается вывод, что сетевые флешмобы открывают возможность компенсаторного проживания индивидуальной травмы в практиках коллективной вовлеченности в публично демонстрируемое единство, где тематический хештег становится символическим конструктом узнавания «своих».


Ключевые слова
сетевая культура; транзитная солидарность; актуальные формы солидарности; виртуальная реальность; новые медиа; социальные сети; флешмобы; web-эпидемии


Список литературы

Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

Блэ М.-К. Солидарность // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 12–21.

Волков Ю.Г. Приватное пространство: опыт социологической рефлексии солидаристского потенциала новой социальной реальности // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 20–29.

Гофман А.Б. Концептуальные подходы к анализу социального единства // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 29–36.

Иванов Д.В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8–16.

Кармадонов О.А. Солидарность, интеграция, конъюнкция // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 3–12.

Кармадонов О.А., Ковригина Г.Д. Неочевидность солидарности: проблема эмпирического изучения трудно верифицируемых социальных состояний // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 14–23.

Козина И.М., Сережкина Е.В. Концепция кейс-стади в социальных науках и французская традиция монографических исследований трудовых организаций // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 64–73.

Коломиец В.П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.

Коротецкая Л.В. Холокост как социальная и культурная конструкция памяти: фактор травмы и позиция жертвы // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 107–117.

Кравченко А.И. Метафоры в социологии: новые перспективы или путь в никуда? // Социологические исследования. 2016. № 7. С.124–133.

Лагутина О.В. Слактивизм в практике российских массмедиа // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 2. С. 67–72.

Назаров М.М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54–63.

Омельченко Е.Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 52–61.

Рыков Ю.Г., Кольцова Ю.Ю., Мейлахс П.А. Структура и функции онлайн-сообществ: сетевая картография ВИЧ-релевантных групп в социальной сети «ВКонтакте» // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 30–42.

Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 23–36.

Тощенко Ж.Т. Травма и антиномия – новые черты общественного сознания и поведения в современной России // Социология: научно-теоретический журнал. 2014. № 4. С. 45–60.

Ушкин С.Г. Пользовательские комментарии к протестным акциям в русскоязычном сегменте YouTube // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 127–133.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПБ.: Наука, 2000.

Шабанова М.А. Традиционные и новые солидарности в пространстве потребительских благ и ресурсов // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 31–44.

Ярская В.Н. Темпорально-смысловая дистанция в поле социальной сплоченности // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 14–24.

Содержание номера № 5, 2019