Потребительские практики
изучение покупательского спроса в СССР (конец 1960-х гг.)


Твердюкова Е. Д.

доктор исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, Санкт-Петербург, Россия e.tverdyukova@spbu.ru

DOI: 10.31857/S013216250006176-6
ID статьи на сайте журнала: 7780


Ссылка при цитировании:

Твердюкова Е. Д. Потребительские практики: изучение покупательского спроса в СССР (конец 1960-х гг.) // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 124-132.
DOI: 10.31857/S013216250006176-6


Аннотация

Цель статьи – освещение исследований потребительских практик советских граждан Всесоюзным научным институтом по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС). Созданный в 1965 г., он стал центром анализа психологических и эмоциональных факторов, влиявших на принятие решений о покупке индивидуальными потребителями. Статья подготовлена на основе документов Российского государственного архива экономики и опубликованных в 1960-е гг. результатов исследовательских проектов сотрудников этого института: аналитические сводки по итогам опросов, анкетирования, интервью, наблюдений, проводившихся в конце 1960-х гг. Эти материалы вводятся в научный оборот. Приведены данные о предпочтениях советских покупательниц при выборе летнего платья, украшений, парфюмерно-косметических товаров. Автор опровергает мнение, согласно которому изучение потребительского поведения граждан, реклама и продвижение товаров считались в СССР бесперспективными и идеологически чуждыми для плановой экономики. Постановка исследовательских задач во ВНИИКС и их реализация соответствовали мировому уровню.


Ключевые слова
советские покупатели; мотивация; потребление; спрос; конъюнктура торговли

Содержание номера № 8, 2019