Век учись — век живи


Ключарев Г. А.

Доктор философских наук,руководитель Центра социологии образования и науки Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор Национального исследовательского университета – Московский энергетический институт, Москва, Россия Kliucharev@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250006182-3
ID статьи на сайте журнала: 7787


Ссылка при цитировании:

Ключарев Г. А. Век учись — век живи // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 167-172.
DOI: 10.31857/S013216250006182-3


Аннотация

Вышла первая, основанная на данных российской государственной статистики, книга по анализу состояния системы образования взрослого населения, а также их образовательных практик. Впервые в нашей социологической литературе генеральная совокупность (взрослое население) представлена тремя возрастными когортами: 16–24, 25–54, 55–65 лет. Ранее работы, основанные на точечных и целевых социологических исследованиях, не дифференцировали таким образом взрослое население и не давали полной картины состояния дел в этой важной сфере социального и экономического развития страны. Показано, что непрерывное образование взрослых (в терминологии ЮНЕСКО – adult continuing education как система и институция, с одной стороны, и lifelong learning – как образовательная практика, с другой) в нашей стране реализуется в виде дополнительного профессионального и досугового образования. В отличие от высшего и среднего профессионального оно имеет значительную экономическую отдачу на инвестиции, способствует социальной устойчивости территорий и регионов. На материале книги видно, что взрослые учащиеся добиваются в профессиональном и личностном смыслах большего, чем те, кто не участвует в обучающих программах. Они испытывают более высокую удовлетворенность жизнью и значительно реже попадают в сложные ситуации.


Ключевые слова
непрерывное образование; образование взрослых; отдача образования; профессиональное образование; подготовка кадров; человеческий капитал

Содержание номера № 8, 2019