Российская социология кино в контексте развития общества


Жабский М. И.

доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Академии медиаиндустрии, Москва, Россия. m.zhabsky@gmail.com

Тарасов К. А.

Доктор культурологии, профессор МГИМО (Университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия k.tarasov@inno.mgimo.ru

DOI: 10.31857/S013216250007449-6
ID статьи на сайте журнала: 7891


Ссылка при цитировании:

Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 73-81.
DOI: 10.31857/S013216250007449-6


Аннотация

В статье анализируется развитие социологии кино, изменение фокуса ее исследовательского поиска и институциональной организации в контексте социально-экономических и политических трансформаций, пережитых российским обществом за последние сто лет. Авторы выделяют в ее истории пять волн, перемежавшихся двумя длительными паузами: дореволюционный почин, возникновение и становление советской социологии кино (середина 1920-х – 1933), возрождение социологии кино в атмосфере «оттепели» и ее профессионализация в период «развитого социализма» (1963–1985), перестроечная (1985–1991) и постсоветская (с 1991 г. по настоящее время). В заключение дается оценка современного состояния российской социологии кино. Указывая на резкое сокращение числа исследований, проводимых в рамках данной дисциплины, и, как следствие, на практическое отсутствие должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа, авторы приходят к выводу об опасности сложившейся на сегодняшний день ситуации.


Ключевые слова
социология кино; кинематографический процесс; социальные изменения; государство; киноаудитория

Содержание номера № 11, 2019