Нереальность «экранной» реальности:
конструирование этнического однообразия в современном российском кино


Тхакахов В. Х.

доктор социологических наук, профессор, кафедра теории и истории социологии, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия atalik7@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250007458-6
ID статьи на сайте журнала: 7892


Ссылка при цитировании:

Тхакахов В. Х. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 82-89.
DOI: 10.31857/S013216250007458-6


Аннотация

В статье обсуждается проблема этнического и антропологического однообразия в современном российском кино. Опираясь на этносоциологический подход к анализу киноиндустрии, автор выявляет факторы и условия, обусловившие, с одной стороны, установление режима исключения расовых и этнических меньшинств из кинопроизводства на федеральном уровне, а с другой – превращение национально-региональных кинематографов в моноэтничные пространства – «татарский мир», «башкирский мир» и т.д. В качестве основной причины сложившейся ситуации называется стратегический разрыв традиций, проявившийся в отказе от советской идеологии и практики интернационализма в киноискусстве и приведшей к изоляции от норм и правил современной мировой киноиндустрии, ориентированной на репрезентацию расового и этнического разнообразия. Рассмотрев институционально-структурный, экономический и антропологический аспекты проявления и возможные негативные последствия этнического однообразия в отечественном кино, автор высказал ряд рекомендаций по его преодолению.


Ключевые слова
российское кино; этносоциология кино; этнические меньшинства; этническое однообразие; этническое неравенство; социальное исключение

Содержание номера № 11, 2019