Декларация ценностей в орденах и медалях:
исторический аспект


Бубнова И. А.

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной филологии, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. aribubnova@gmail.com

Казаченко О. В.

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной филологии, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. kazachenko_07@mail.ru

Токарева Е. А.

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. tokarev-elena@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250007443-0
ID статьи на сайте журнала: 7897


Ссылка при цитировании:

Бубнова И. А., Казаченко О. В., Токарева Е. А. Декларация ценностей в орденах и медалях: исторический аспект // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 131-139.
DOI: 10.31857/S013216250007443-0


Аннотация

В основе данной статьи – исследование, выполненное на стыке социологии, истории, этносоциолингвистики, психолингвистики и посвященное сравнительному анализу наградной системы России с 1917 г. по настоящее время. Система наград рассматривается как социальный конструкт, который создается государством в соответствии с его целями и задачами, определяющими запрос на определенный тип поведения человека, и используется им в дальнейшем для формирования ценностных ориентиров личности. Продемонстрировано, что существовавшие до 1950-х гг. ордена и медали коррелировали с важнейшими историческими событиями и задачами, решаемыми государством, а правила награждения не допускали различных толкований, что в совокупности позволяло эффективно воздействовать на массовое сознание. Выявлены факторы, способствовавшие утрате воспитательной функции наград в поздний период существования СССР. Определены различия между современной российской системой наград и дореволюционной, а также советской. Реформы наградной системы, проявившиеся в упразднении советских орденов и медалей и восстановлении орденов, существовавших до 1917 г., являются выражением кардинальной перестройки внешней политики и требований, предъявляемых государством к поведению и ценностно-смысловой сфере личности.


Ключевые слова
награды; социология; история; этносоциолингвистика; психолингвистика; государство; система ценностей; личность

Содержание номера № 11, 2019