Социальные последствия финансиализации образования


Яковлева Н. Г.

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Экономики РАН; ведущий научный сотрудник философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия tetn@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250007744-1
ID статьи на сайте журнала: 7933


Ссылка при цитировании:

Яковлева Н. Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 104-114.
DOI: 10.31857/S013216250007744-1


Аннотация

На основе марксистского подхода обсуждается концепция финансиализации образования как института современного этапа позднего капитализма. Ее сущностью является подчинение сферы образования финансовому капиталу и его акторам. Раскрыто влияние процесса финансиализации образования на общество и человека. Финансовый капитал, подчиняя содержание, цели и ценности образования, формирует социальный контекст, в котором образование становится проводником финансиализации общества, формирует социальные стереотипы поведения социальных групп и в итоге приводит к формированию социального типа человека – homo finansus. Это, в свою очередь, усиливает и ускоряет финансиализацию экономики и общества в целом. Показаны общие и особенные черты финансиализации образования и других сфер, ведущие к формированию нового – финансово ориентированного – типа поведения.


Ключевые слова
финансиализация образования; финансиализация общества; «хомо финансус»; финансовый капитал

Содержание номера № 12, 2019