Социология в эпоху «искусственной социальности»:
поиск новых оснований


Резаев А. В.

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. rezaev@hotmail.com

Стариков В. С.

Кандидат социологических наук, ассистент факультета социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. starikov.valentin@gmail.com

Трегубова Н. Д.

Кандидат социологических наук, ассистент кафедры сравнительной социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. n.tregubova@spbu.ru

DOI: 10.31857/S013216250008489-0
ID статьи на сайте журнала: 8013


Работа выполнена в рамках исследования, поддержанного грантом РНФ, проект № 18-18-00097.


Ссылка при цитировании:

Резаев А. В., Стариков В. С., Трегубова Н. Д. Социология в эпоху «искусственной социальности»: поиск новых оснований // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 3-12.
DOI: 10.31857/S013216250008489-0



Аннотация

Работа ориентирована на развитие дискуссии в профессиональном социологическом сообществе о новых феноменах, определяющих характер взаимосвязей людей в условиях «искусственной социальности». Авторы характеризуют «искусственную социальность» как эмпирический факт вхождения агентов, наделенных искусственным/ имитационным мышлением, в социальные взаимодействия в качестве их участников и/или активных посредников. Рассмотрев представленные в литературе точки зрения «за» и «против» развития онлайн-технологий, авторы формулируют критику представления о социологии как науке, не поспевающей за технологическими изменениями, выделяют концептуальные ресурсы классической и современной социологии, применимые для объяснения феноменов искусственной социальности. Обсуждается вопрос о возможных формах влияния искусственной социальности на развитие социологии как науки.


Ключевые слова
искусственная социальность; искусственный интеллект; онлайн-технологии; социальное взаимодействие; общение людей и машин

Содержание номера № 2, 2020