Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 2)

Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 2)


Лапин Н. И.

Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник, руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, Москва, Россия lapini31@mail.ru

Ильин В. А.

Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, научный руководитель Вологодского научного центра РАН, Вологда, Россия ilin@vscc.ac.ru

Морев М. В.

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Вологодского научного центра РАН, Вологда, Россия 379post@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250008491-3
ID статьи на сайте журнала: 8015


Ссылка при цитировании:

Лапин Н. И., Ильин В. А., Морев М. В. Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 2) // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 20-30.
DOI 10.31857/S013216250008491-3



Аннотация

В первой части статьи был показан рост экстремальных неравенств доходов и доходных весов макрострат населения, чреватый опасными рисками для консолидации российского общества. Во второй части авторы сосредотачивают внимание на причинах такого состояния и способах его преодоления. Они характеризуют сложившееся состояние как в значительной мере результат недобросовестных действий двух групп акторов, представляющих крупный бизнес и часть государственных и общественных деятелей высокого уровня управления. На примере деятельности крупных российских металлургических корпораций показаны способы финансовой «оптимизации», направленной на уменьшение налоговых поступлений от них в консолидированный бюджет государства. Приведены примеры законодательной легитимации инициатив органов исполнительной власти, способствовавших такой «оптимизации» деятельности крупного бизнеса. В то же время, как показали авторы, благодаря инновационной активности творчески работающих специалистов в экономике ряда регионов происходят процессы модернизации, ограничивающие рост экстремальных неравенств. Но эти процессы совершаются спонтанно, во многом неэффективно, требуют повышения регулирующей роли государства. Приведенные данные свидетельствуют о слабости государства как социального, что настоятельно требует разработки федеральной целевой программы, которая позволит осуществить конституционный принцип сильного, гуманистически активного социального государства в России. Желательны также комплексные междисциплинарные исследования процессов эволюции российских регионов.


Ключевые слова
экстремальное неравенство доходов; акторы; модернизация; социальное государство; социальное программирование

Содержание номера № 2, 2020