Российское образование в бумажной пучине:
опыт социологического анализа
Осипов А. М.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com
Матвеева Н. А.
доктор социологических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул, Россия matveeva_n_a@mail.ru
Бояджиева П. А.
доктор социологических наук, профессор Института философии и социологии Болгарской академии наук, главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, София, Болгария pepka.boyadjieva@mail.ru
Воронцов Я. А.
кандидат экономических наук, первый проректор Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Москва, Россия yvorontsov@rgau-msha.ru
ID статьи на сайте журнала: 8061
При поддержке РНФ, проект № 18-18-00047.
Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60-70.
DOI 10.31857/S013216250008798-0
Статья содержит результаты комплексного исследования информационных потоков в российском образовании. Их избыточность, интенсивность и формализация составляют самую болезненную сторону работы в отрасли, выраженную в «бумажном прессинге» наряду с несправедливо низкой оплатой труда. Анализируются материалы выборочных опросов и хронометража нагрузок основных должностных групп в системе образования, данные о документообороте образовательных учреждений разного типа и уровня, экспертные оценки в трех регионах страны. Рассмотрены объем и структура информационных потоков, социальные реалии бумажной работы и ее влияние на социальное и профессиональное самочувствие работников образования. Доказывается, что основным источником бумажного прессинга стала ошибочная управленческая стратегия, кото рая игнорирует общественную миссию образования, выражает бюрократическое недоверие работникам, игнорирует широкие возможности общественно-государственного управления. Все это привело российское образование к институциональному тупику.