Отношение к мигрантам в России: роль уровня религиозности и принадлежности к конфессии

Отношение к мигрантам в России: роль уровня религиозности и принадлежности к конфессии


Мастикова Н. С.

Кандидат социологических наук,старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия navor@bk.ru

DOI: 10.31857/S013216250009167-6
ID статьи на сайте журнала: 8112


Ссылка при цитировании:

Мастикова Н. С. Отношение к мигрантам в России: роль уровня религиозности и принадлежности к конфессии // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 144-148.
DOI 10.31857/S013216250009167-6



Аннотация

С позиции теории групповой угрозы обсуждается отношение к мигрантам в зависимости от уровня религиозности в России. На материалах Европейского социального исследования за 2016 г. установлено, что большинство респондентов относит себя к последователям православной веры, при этом посещают службы и молятся только в связи с религиозными праздниками. Большинство оценивают свой уровень религиозности как низкий. Наиболее негативно относятся к мигрантам и оценивают изменения, привносимые мигрантами, респонденты с низким уровнем религиозности, в то время как респонденты с высоким уровнем положительно оценивают изменения, привносимые мигрантами, и одобряют въезд мигрантов в нашу страну. Группы россиян с разной степенью религиозности дифференцируются по социально-демографическим характеристикам. Негативно относятся к мигрантам респонденты с низким уровнем религиозности, преимущественно мужчины в трудоспособном возрасте (30–35 лет), которые, возможно, конкурируют с мигрантами за рабочие места. Группу с высоким уровнем религиозности преимущественно представляют женщины в возрасте 60 лет и старше, толерантно относящиеся к мигрантам. Отмечено, что высокая религиозность респондентов позитивно связана с межэтническим согласием.


Ключевые слова
уровень религиозности; конфессия; Европейское социальное исследование; мигранты; православные; теория групповой угрозы


Список литературы

Мастикова Н.С. Влияние уровня религиозности на межэтническую напряженность в России // Социальные факторы межэтнической напряженности в России: монография / Отв. ред. Ю.Б. Епихина, М.Ф. Черныш. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 112–145. [Mastikova N.S. (2017) Influence of the Religiosity Level on the Interethnic Tension in Russia. In: Epikhina U.B., Chernysh M.F. (eds) Social Factors of Interethnic Tension in Russia. Moscow: FNISC RAN: 112–145. (In Russ.)]

Рыжова С.В. Религиозность, этноконфессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 49–58. [Ryzhova S.V. (2019) Religiosity, Ethno-Confessional Identity and Problems of Interethnic Accord. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 2: 49–58. (In Russ.)]

Blumer H. (1958) Race Prejudice as a Sense of Group Position. Pacific Sociological Review. Vol. 1. No. 1: 3–7.

Bohman A., Hjerm M. (2013) How the Religious Context Affects the Relationship between Religiosity and Attitudes towards Immigration. Ethnic and Racial Studies. Vol. 37. No. 6: 937–957.

Doebler S. (2014) Relationships between Religion and Intolerance towards Muslims and Immigrants in Europe: A Multilevel Analysis. Review of Religious Research. Vol. 56. No. 1: 61–86.

Fox J. (2004) The Unique Role of Religion in Middle Eastern Ethnic Conflict: a Large N-study. Turkish Policy Quarterly. Vol. 3. No. 1: 7–8.

Gorodzeisky A., Glikman A., Maskileyson D. (2014) The Nature of Anti-immigrant Sentiment in Post-Socialist Russia. Post-Soviet Affairs. Vol. 31: 115–135.

Scheepers P., Gijsberts M., Hello E. (2002) Religiosity and Prejudice against Ethnic Minorities in Europe: Cross-National Tests on a Controversial Relationship. Review of Religious Research. Vol. 43: 242–265.

Содержание номера № 4, 2020