Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками
Веракса А. Н.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; заместитель директора лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ, Москва, Россия veraksa@yandex.ru
Бухаленкова Д. А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. d.bukhalenkova@inbox.ru
Чичинина Е. А.
младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия alchichini@gmail.com
Алмазова О. В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. almaz.arg@gmail.com
ID статьи на сайте журнала: 8185
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант 19-29-14088 мк.
Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А., Алмазова О. В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 82-92.
DOI 10.31857/S013216250009455-3
В статье представлены результаты проведенного осенью 2019 г. исследования особенностей использования дошкольниками цифровых устройств. Выборку исследования составили 417 детей (202 мальчика и 215 девочек) в возрасте 6–7 лет, посещавших подготовительные группы детских садов в Москве. Для изучения частоты и контекста использования детьми цифровых устройств было составлено полуструктурированное интервью из 8 вопросов. Исследование показало, что примерно 94% дошкольников являются пользователями цифровых устройств. Большинство использует их в первую очередь для игр и просмотра видео и мультфильмов. Обнаружены половые различия по частоте использования и предпочитаемым видам деятельности на цифровых устройствах.
Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 106–133. DOI: 10.21702/rpj.2017.3.6.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. С. 200–223.
Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017» / Институт современных медиа. 2018. URL: http:// momri.org/portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 15.04.2020).
Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 37–46. DOI: 10.11621/npj.2018.0304.
Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32. DOI: 10.11621/npj.2019.
Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная реальность современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 71–76. DOI: 10.17759/chp.2017130208.
Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 79–87. DOI: 10.17759/ jmfp.2019080408.
Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 2. С. 56–67.
Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина. Т. 16. М.: ИСО РАО, 2012. С. 32–44.
Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 23–30. DOI: 10.11621/ npj.2018.0303.
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/ sps.2018090308.
Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайнактивностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307.
Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 12–22. DOI: 10.11621/ npj.2018.0302.
Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–85.
Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and Screens: A Survey by French Pediatricians // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25. No. 2. P. 84–88. DOI: 10.1016/ j.arcped.2017.11.001.
Brito R., Dias P. Technologies and Children up to 8 Years Old: What Changes in One Year? // Observatorio. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 68–86. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366.
Gjelaj M., Buza K., Shatri K., Zabeli N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 165–184. DOI: 10.29333/iji.2020.13111a.
Hawi N.S., Samaha M., Griffiths M.D. The Digital Addiction Scale for Children: Development and Validation // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. No. 12. P. 771–778. DOI: 10.1089/ cyber.2019.0132.
Horowitz-Kraus T., Hutton J.S. Brain Connectivity in Children is Increased by the Time They Spend Reading Books and Decreased by the Length of Exposure to Screen-based Media // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 107. No. 4: P. 685–693. DOI: 10.1111/apa.14176.
Huber B., Highfield K., Kaufman J. Detailing the Digital Experience: Parent Reports of Children’s Media Use in the Home Learning Environment // British Journal of Educational Technology. 2018a. Vol. 49. No. 5. P. 821–833. DOI: 10.1111/bjet.12667.
Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The Effects of Screen Media Content on Young Children’s Executive Functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018b. Vol. 170. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006.
Isikoglu Erdogan N., Johnson J.E., Dong P.I., Qiu Z. Do Parents Prefer Digital Play? Examination of Parental Preferences and Beliefs in Four Nations // Early Childhood Education Journal. 2019. Vol. 47. P. 131–142. DOI: 10.1007/s10643-018-0901-2.
Kostyrka-Allchorne K., Cooper N.R., Simpson A. The Relationship between Television Exposure and Children’s Cognition and Behaviour: A Systematic Review // Developmental Review. 2017. Vol. 44. P. 19–58. DOI: 10.1016/j.dr.2016.12.002.
Lee D.Y., Roh H.W., Kim S.J., Park E.J., Yoo H., Suh S., Shin Y. Trends in Digital Media Use in Korean Preschool Children // Journal of Korean Medical Science. 2019. Vol. 34. No. 41. DOI: 10.3346/jkms.2019.34.e263.
Lillard A.S., Hui Li, Boguszewski K. Television and Children's Executive Function // Advances in Child Development and Behavior. 2015. Vol. 48. P. 219–248. DOI: 10.1016/bs.acdb.2014.11.006.
Nevski E., Siibak A. Mediation Practices of Parents and Older Siblings in Guiding Toddlers’ Touchscreen Technology Use: An Ethnographic Case Study // Media Education Studies & Research. 2016. Vol. 7. P. 320–340. DOI: 10.14605/MED721609.
Przybylski A.K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development. 2017. Vol. 90, No. 1. P. 56–65. DOI: 10.1111/cdev.13007.
Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. 2016. Vol. 63. No. 5. P. 827–839. DOI: 10.1016/ j.pcl.2016.06.006.
Tandon P.S., Zhou C., Lozano P., Christakis D.A. Preschoolers’ Total Daily Screen Time at Home and by Type of Child Care // The Journal of Pediatrics. 2011. Vol. 158. No. 2. P. 297–300. DOI:10.1016/ j.jpeds.2010.08.005.
The Common Sense Census: Media Use by Kids Age Zero to Eight, 2017 // Common Sense Media. 2017. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kidsage-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 15.04.2020).