Роль Чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России

Роль Чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России


Кочетков В. В.

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия vkochetkov58@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250009351-9
ID статьи на сайте журнала: 8222


Ссылка при цитировании:

Кочетков В. В. Роль Чемпионата мира по футболу 2018 г. в формировании имиджа России // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 82-92.
DOI 10.31857/S013216250009351-9



Аннотация

В статье рассматривается роль международных спортивных событий в формировании внешнеполитического имиджа государства. Цель исследования – изучить роль чемпионата мира по футболу в формировании имиджа России. Использован фронтальный контент-анализ, который ориентирован на составление максимально под¬робного представления об информационном потоке в определенный период с целью выявить содержательную динамику и носит прикладной характер. Из найденных текстов были исключены статьи, содержащие только сводку спортивных показателей, так как задачам исследования удовлетворяли статьи, затрагивающие социальные, политические и экономические аспекты чемпионата мира по футболу 2018 г. В частности, исследовались информационные приоритеты СМИ различных стран. Отношение к государству-организатору демонстрирует динамика враждебной риторики в публикациях зарубежных средств массовой информации. На этапе рефлексии итогов чемпионата количество негативных публикаций заметно снизилось, а положительные стали преобладать. Результаты исследования свидетельствуют о его позитивной роли в формировании имиджа российского государства.


Ключевые слова
имидж государства; международный имидж России; чемпионат мира по футболу 2018 г.; контент-анализ; зарубежные средства массовой информации; роль спортивных мероприятий в формировании имиджа государства


Список литературы

Анохин Е.В. Имидж страны: проблемы формирования и управления // Проблемы современной экономики, 2014. № 3(51). C. 214–218.

Берендеев М.В. «Образ» как эпистемологическая категория в дискурсивных практиках // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2012. Вып. 3. C. 131–137.

Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2001.

Быба Ю.В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования. Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2008.

Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. Т. 5. № 4(24). C. 66–78.

Васильева О.А. Национальный брендинг в контексте понятия «мягкой силы» // Национальная ассоциация ученых. Педагогические науки. 2015. № 6-1(11). C. 103–107.

Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003.

Глазатов А.В. Спорт высших достижений как инструмент политики формирования позитивного имиджа государства: отечественный опыт и перспективы. Автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2017.

Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3(19). C. 29–45.

Давыборец Е.Н., Кузьмина О.В., Мефодьева С.А. Классификация технологий имиджа государства // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 5. C. 60–66.

Давыборец Е.Н., Радиков И.В. Роль объективных факторов в формировании имиджа России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 05(120). C. 66–74.

Долгова Д.А. Влияние спорта на международный авторитет государства // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. № 10. C. 129–135.

Ильин А.Б. Об оценке вклада предпринимательских структур автоспорта в формирование привлекательного имиджа территории // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4(28). C. 180–184. DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.180.184.

Имидж России в информационном обществе: мат. науч. конф. кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 декабря 2010 г. / Под ред. И.А. Василенко. М.: Изд. Воробьев А.В., 2011.

Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. Политические исследования. 2004. № 4. С. 116–125. DOI: 10.17976/jpps/2004.04.09.

Крылов С.М. Формирование международного имиджа государства // Вологдинские чтения. 2006. № 58. С. 48–51.

Кузикова Л.Ш., Петрик Л.С. Всемирная летняя универсиада 2013 года как фактор формирования имиджа Республики Татарстан и развития туризма // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона. Казань: ПГАФКСТ, 2013. С. 117–119.

Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12(50). Ч. II. С. 191–194.

Улитина М.О. Методологические подходы к формированию международного имиджа государства // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2013. № 662. С. 207–222.

Харбих С.К. Международный имидж государства: факторы и коммуникативная стратегия формирования: на примере Чили. Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2015.

Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. New York: Palgrave Macmillan, 2007.

Nye J.S., jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

Содержание номера № 7, 2020