Оценка городской визуальной среды жителями южно-российских городов

Оценка городской визуальной среды жителями южно-российских городов


Филоненко В. И.

Доктор социологических наук, профессор Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия vfilonenko@sfedu.ru

Штомпель Л. А.

доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. lashtompel@sfedu.ru

Штомпель О. М.

доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. omshtompel@sfedu.ru

DOI: 10.31857/S013216250010022-7
ID статьи на сайте журнала: 8230


Ссылка при цитировании:

Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Оценка городской визуальной среды жителями южно-российских городов // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 155-159.
DOI 10.31857/S013216250010022-7



Аннотация

Статья основана на результатах социологического исследования городов Южного федерального округа, проведенного при участии авторов (2018). Исследователи исходили из того, что содержательное наполнение визуальных образов, фор¬мируемых в городской среде, не только позволяет ориентироваться в пространстве, но и выражает ценности, смыслы и значения культуры. Полученные данные позволили зафиксировать противоречия в отношении к городу как к своему «дому» (столкновение привычного и родного с идеальным), несбалансированность в содержательном наполнении монументальной пропаганды, усиление визуализации социального неравенства в крупнейших и крупных городах по сравнению с малыми, усиление наднационального и нетрадиционалистского сознания по мере укрупнения города. Прослежены различия в оценке визуальной городской среды в зависимости от типа города.


Ключевые слова
город; визуальная среда; репрезентация; ценность; городская среда; культура; горожанин


Список литературы

Марьина А.В. Репрезентация понятийного и ценностного компонентов концепта ДОМ и HOME/HOUSE в рекламном дискурсе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2016. № 3. С. 31–38.

Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 3–7.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3(40–41). С. 8–27.

Содержание номера № 7, 2020