Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи)


Быков А. В.

старший преподаватель Департамента социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. a.bykov@hse.ru

Настина Е. А.

стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. enastina@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250009288-9
ID статьи на сайте журнала: 8259


Исследование проведено в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО ГАУГН № 28.1328.2017/4.6.


Ссылка при цитировании:

Быков А. В., Настина Е. А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67-77.
DOI: 10.31857/S013216250009288-9



Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи трех базовых ценностных ориентаций на карьерные достижения молодых людей. В качестве эмпирической базы исследования используются данные массового опроса молодежи, проведенного коллективом социологического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук в 2018 г. Для анализа использовались данные о работающих респондентах в возрасте от 18 до 35 лет (N = 3186). В результате регрессионного анализа выяснилось, что ориентация на репутацию и власть положительно связана с карьерным успехом, в то время как ориентация на безопасность и семью – отрицательно. Значимого эффекта ориентации на «свободу и познание» выявлено не было. Обнаруженные эффекты обсуждаются в контексте дискуссий о роли «личностной культуры» в определении результатов деятельности людей. Кроме того, обсуждаются ограничения работы и перспективы дальнейших исследований.


Ключевые слова
карьерный успех; культура; молодежь; ценности


Список литературы

Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 3–4(121). С. 74–93. [Magun V.S., Rudnev M.G., Schmidt P. (2015) Russian Basic Human Values through the Lens of theEuropean Value Types. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii [The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions]. No. 3–4(121): 74–93. (In Russ.)]

Молодежь: конструирование трудовой биографии / Отв. редактор М.К. Горшков. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/inab_1_2018_Gorshkov.pdf (дата обращения: 30.08.2019) [Gorshkov M.K. (ed.) (2018) Youth: Construction of Work Biography. Moscow: Institut sotsiologii FNISTs RAN. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/inab_1_2018_Gorshkov.pdf (accessed 30.08.2019). (In Russ.)]

Соболева Н.Э. Влияние трудовых ценностей на взаимосвязь между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью (по данным European Values Study) // Методы и процедуры социологических исследований: традиции и инновации. Сб. ст., посвященный памяти первого декана ф-та социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского / Отв. ред. и вступит. ст. О.А. Оберемко. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 146–159. URL: https://social.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/204485702 (дата обращения: 02.09.2019). [Soboleva N.E. (2017) Labor Values Impact to the Relationship between Job Satisfaction and Life Satisfaction (According to European Values Study). In: Oberemko O.A. (ed.) Methods and Procedures of Sociological Research: Traditions and Innovations. Collection of Papers dedicated to the first dean of the Faculty of Sociology, Higher School of Economics, Alexander O. Kryshtanovsky. Moscow: SRU HSE: 146–159. URL: https://social.hse.ru/mirror/pubs/share/ direct/204485702 (accessed 02.09.2019). (In Russ.)]

Шариков Д.Д. (2019) Новая социология культуры: от «ящиков с инструментами» к когнитивным процессам // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. C. 179–210. DOI: 10.31119/jssa.2019.22.3.8. [Sharikov D.D. (2019) The New Sociology of Culture: from Toolkits to Cognitive Processes. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 22. No. 3: 179–210. DOI: 10.31119/jssa.2019.22.3.8. (In Russ.)]

Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70. [Schwartz S., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. (2012) A Refined Theory of Basic Personal Values: Validation in Russia. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 9. No. 2: 43–70. (In Russ.)]

Akosah-Twumasi P., Emeto T.I., Lindsay D., Tsey K., Malau-Aduli B.S. (2018) A Systematic Review of Factors that Influence Youths Career Choices – the Role of Culture. Frontiers in Education. Vol. 3. Article 58. DOI: 10.3389/feduc.2018.00058.

Arieli S., Tenne-Gazit O. (2017) Values and Behavior in a Work Environment: Taking a Multi-level Perspective. In: Roccas S., Sagiv L. (eds) Values and Behavior: Taking a Cross Cultural Perspective. Berlin: International Publishing: 115–142. DOI: 10.1007/978-3-319-56352-7_6.

Bardi A., Schwartz S.H. (2003) Values and Behavior: Strength and Structure of Relations. Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 29. No. 10: 1207–1220. DOI: 10.1177/0146167203254602.

Blasi A. (1984) Moral Identity: Its Role in Moral Functioning. In. Kurtines W.M., Gewirtz J.J. (eds) Morality, Moral Behavior, and Moral Development. New York: Wiley: 128–139.

Choi Y. (2016) Work Values, Job Characteristics, and Career Choice Decisions: Evidence from Longitudinal Data. The American Review of Public Administration. Vol. 47. No. 7: 779–796. DOI: 10.1177/0275074016653469.

Cieciuch J., Davidov E., Vecchione M., Beierlein C., Schwartz S.H. (2014) The Cross-National Invariance Properties of a New Scale to Measure 19 Basic Human Values: A Test Across Eight Countries. Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 45. No. 5: 764–776. DOI: 10.1177/0022022114527348.

Daniel E., Bilgin A.S., Brezina I., Strohmeier C.E., Vainre M. (2015) Values and Helping Behavior: A Study in Four Cultures. International Journal of Psychology. Vol. 50. No. 3: 186–192. DOI: 10.1002/ijop.12086.

Diener E., Diener M. (1995) Cross-Cultural Correlates of Life Satisfaction and Self-Esteem. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 68. No. 4: 653–663. DOI: 10.1037/0022-3514.68.4.653.

Elizur D. (1984) Facets of Work Values: A Structural Analysis of Work Outcomes. Journal of Applied Psychology. Vol. 69. No. 3: 379–389. DOI: 10.1037/0021-9010.69.3.379.

Eyal T., Sagristano M.D., Trope Y., Liberman N., Chaiken S. (2009) When Values Matter: Expressing Values in Behavioral Intentions for the Near vs. Distant Future. Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 45. No. 1: 35–43. DOI: 10.1016/j.jesp.2008.07.023.

Feather N.T. (1991) Human Values, Global Self-Esteem, and Belief in a Just World. Journal of Personality. Vol. 59. No. 1: 83–107. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1991.tb00769.x.

Hitlin S. (2007) Doing Good, Feeling Good: Values and the Self’s Moral Center. The Journal of Positive Psychology. Vol. 2. No. 4: 249–259. DOI: 10.1080/17439760701552352.

Hitlin S., Piliavin J.A. (2004) Values: Reviving a Dormant Concept. Annual Review of Sociology. Vol. 30: 359–393. DOI: 10.1146/annurev.soc.30.012703.110640.

Hofstede G.H. (1997) Cultures and Organizations: Software of the Mind. New York: McGraw-Hill.

Inglehart R. (1977) The Silent Revolution. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Lizardo O. (2017) Improving Cultural Analysis: Considering Personal Culture in its Declarative and Nondeclarative Modes. American Sociological Review. Vol. 82. No. 1: 88–115. DOI: 10.1177/0003122416675175.

Moniarou-Papaconstantinou V., Triantafyllou K. (2015) Job Satisfaction and Work Values: Investigating Sources of Job Satisfaction with Respect to Information Professionals. Library & Information Science Research. Vol. 37. No. 2: 164–170. DOI: 10.1016/j.lisr.2015.02.006.

Roccas S., Sagiv L. (eds) (2017) Values and Behavior. Cham: Springer International Publishing.

Ros M., Schwartz S.H., Surkiss S. (1999) Basic Individual Values, Work Values, and the Meaning of Work. Applied Psychology: An International Review. Vol. 48. No. 1: 49–71. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1999. tb00048.x.

Sagiv L., Schwartz S.H. (2000) Value Priorities and Subjective Well-Being: Direct Relations and Congruity Effects. European Journal of Social Psychology. Vol. 30. No. 2: 177–198. DOI: 10.1002/ (SICI)1099-0992(200003/04)30:2<177::AID-EJSP982>3.0.CO;2-Z.

Schwartz S.H. (1992) Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries. In: Zanna M.P. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. San Diego, CA: Academic Press: 1–65.

Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., Konty M. (2012) Refining the Theory of Basic Individual Values. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 103. No. 4: 663–688. DOI: 10.1037/a0029393.

Spini D. (2003) Measurement Equivalence of 10 Value Types from the Schwartz Value Survey across 21 Countries. Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 34. No 1: 3–23. DOI: 10.1177/0022022102239152.

Swidler A. (1986) Culture in Action: Symbols and Strategies. American Sociological Review. Vol. 51. No. 2: 273–286. DOI: 10.2307/2095521.

Vaisey S. (2009) Motivation and Justification: A Dual-Process Model of Culture in Action. American Journal of Sociology. Vol. 115. No. 6: 1675–1715.

Содержание номера № 8, 2020