Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1)

Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества:
теоретико-методологические аспекты (статья 1)


Шабанова М. А.

Доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия mshabanova@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250010204-7
ID статьи на сайте журнала: 8370


Статья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного автором в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.


Ссылка при цитировании:

Шабанова М. А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1) // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 16-26.
DOI 10.31857/S013216250010204-7



Аннотация

В центре статьи – новые практики самоорганизации и peer-to-peer (P2P) кооперации потребителей в рамках интернет-сообществ: от бесплатной передачи незнакомым людям и/или получения от них излишних продуктов питания и вещей до совместного потребления благ на основе временного доступа (P2P онлайн-аренда вещей, жилья во время путешествий, карпулинг). Эти практики осмысливаются в контексте изменения качественных характеристик и роли гражданского общества в цифровую эпоху. С этой целью в теоретико-методологической части (статья 1) рассматривается феномен усиления власти потребителей (consumer power) в цифровую эпоху, его факторы, барьеры и риски. Предлагается гипотетическое представление о характере соприкосновения интернет-технологий и «нецифрового» гражданского общества, усилении на этой основе социально-экономической роли последнего за счет развития Р2Р практик потребителей в онлайн-формате. Тестированию гипотез посвящена статья 2.


Ключевые слова
peer-to-peer потребительские практики; Интернет; гражданское общество; совместное потребление; шеринг; социальная солидарность; кооперация; социальные инновации


Список литературы

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. [Zaslavskaya T.I. (2002) Societal Transformation of Russian Society. Activity-Structural Conception. Moscow: Delo. (In Russ.)]

Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019. [Radaev V. (2019) Millennials: How the Russian Society Changes. Moscow: VShE. (In Russ.)]

Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. 2017. № 3. С. 69–86. [Shabanova M. (2017) Socially Responsible Consumption in Russia: Factors and the Development Potential of Market-oriented and Non-market Practices. Obshchestvennye nauki i sovremennost [Social Sciences and Contemporary World]. No. 3: 69–86. (In Russ.)]

Шабанова М.А. Социально-экономические практики населения как ресурс ослабления мусорной проблемы в России // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 50–63. DOI: 10.31857/ S013216250005481-2. [Shabanova M. (2019) Citizens’ Socio-economic Practices аs а Resource to Alleviate the Waste Issue in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 50–63. DOI: 10.31857/S013216250005481-2. (In Russ.)]

Шабанова М.А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 78–102. [Shabanova M. (2015) Ethical Consumption in Russia: Profiles, Factors, and Perspectives. Voprosy Ekonomiki. No. 5: 78–102. (In Russ.)]

Aguiar L., Claussen J., Peukert C. (2018) Catch Me if You Can: Effectiveness and Consequences of Online Copyright Enforcement. Information Systems Research. Vol. 29. No. 3: 656–678. DOI: 10.1287/ isre.2018.0778.

Amaro S., Andreu L., Huang S. (2019) Millennials’ Intentions to Book on Airbnb. Current Issues in Tourism. Vol. 22. No. 18: 2284–2298. DOI: 10.1080/13683500.2018.1448368.

Bardhi F., Eckhardt G. (2012). Access Based Consumption: The Case of Car Sharing. Journal of Consumer Research. Vol. 39. No. 4: 881–898. DOI: 10.1086/666376.

Belk R. (2014) You Are What You Can Access: Sharing and Collaborative Consumption Online. Journal of Business Research. Vol. 67. No. 8: 1595–1600. DOI: 10.1016/j.jbusres.2013.10.001.

Benkler Y. (2004) Sharing Nicely: On Shareable Goods and the Emergence of Sharing as a Modality of Economic Production. Yale Law Journal. Vol. 114. No. 2: 273–358. DOI: 10.2307/4135731.

Böcker L., Meelen T. (2017) Sharing for People, Planet or Profit? Analyzing Motivations for Intended Sharing Economy Participation. Environmental Innovation and Societal Transitions. Vol. 23: 28–39. DOI: 10.1016/j.eist.2016.09.004.

Dejean S. (2009). What Can We Learn from Empirical Studies about Piracy? CESifo Economic Studies. Vol. 55. No. 2: 326–352. DOI: 10.1093/cesifo/ifp006.

Diamantopoulos A., Schlegelmilch В., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can Sociodemographics Still Play a Role in Profiling Green Consumers? A Review of the Evidence and an Empirical Investigation. Journal of Business Research. Vol. 56. No. 6: 465–480. DOI: 10.1016/S0148-2963(01)00241-7.

Eastman J.K., Liu J. (2012) The Impact of Generational Cohorts on Status Consumption: An Exploratory Look at Generational Cohort and Demographics on Status Consumption. Journal of Consumer Marketing. Vol. 29. No. 2: 93–102. DOI: 10.1108/07363761211206348.

Ert E., Fleischer A., Magen N. (2016). Trust and Reputation in the Sharing Economy: The Role of Personal Photos in Airbnb. Tourism Management. Vol. 55: 62–73. DOI: 10.1016/j.tourman.2016.01.013.

Farmer R. (2011) Web Reputation Systems and the Real World. In: Masum H., Tovey M. (eds). The Reputation Society: How Online Opinions are Reshaping the Offline World. Cambridge, MA: MIT Press:13–24.

Francis T., Hoefel F. (2018) ‘True Gen’: Generation Z and its Implications for Companies. Consumer Packaged Goods. November 12. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/ourinsights/true-gen-generation-z-and-its-implications-for-companies (accessed 14.06.2020).

Jøsang A., Ismail R., Boyd C. (2007) A Survey of Trust and Reputation Systems for Online Service Provision. Decision Support Systems. Vol. 43. No. 2: 618–644. DOI: 10.1016/j.dss.2005.05.019.

Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. (2016) The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. Vol. 67. No. 9: 2047–2059. DOI: 10.1002/asi.23552.

Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. (2018) Consumer Motives for Peer-to-Peer Sharing. Journal of Cleaner Production. Vol. 204: 144–157. DOI: 10.1016/j.jclepro.2018.08.326.

Labrecque L.I., vor dem Esche J., Mathwick С., Novak T.P., Hofacker C.F. (2013) Consumer Power: Evolution in the Digital Age. Journal of Interactive Marketing. Vol. 27. No. 4: 257–269. DOI: 10.1016/j. intmar.2013.09.002.

Laughton R. (2016) The 'Internet of Trust': How IoT will Help Grow the Sharing Economy. Fresh Business Thinking. Bits & Bytes. November. URL: https://www.freshbusinessthinking.com/the-internet-of-trusthow-iot-will-help-grow-the-sharing-economy/ (accessed 30.03.2020).

Lee K. (2009) Gender Differences in Hong Kong Adolescent Consumers' Green Purchasing Behavior. Journal of Consumer Marketing. Vol. 26. No. 2: 87–96. DOI: 10.1108/07363760910940456.

Lissitsa S., Kol O. (2016) Generation X vs. Generation Y – A Decade of Online Shopping. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 31: 304–312. DOI: 10.1016/j.jretconser.2016.04.015.

Karlsson L., Kemperman A., Dolnicar S. (2017). May I Sleep in Your Bed? Getting Permission to Book. Annals of Tourism Research. Vol. 62: 1–12. DOI: 10.1016/j.annals.2016.10.002.

Masum H., Zhang Y.-C. (2004) Manifesto for the Reputation Society. First Monday. 2004. Vol. 9. Nо. 7. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/1158/1078 (accessed 30.03.2020). DOI: 10.5210/ fm.v9i7.1158.

Mazzella F., Sundararajan A., D'Espous V.B., Möhlmann M. (2016) How Digital Trust Powers the Sharing Economy: The Digitization of Trust. Third Quarter. No. 30: 24–31. DOI: 10.15581/002.ART-2887.

Möhlmann M. (2015) Collaborative Consumption: Determinants of Satisfaction and the Likelihood of Using a Sharing Economy Option Again. Journal of Consumer Behaviour. Vol. 14. No. 3: 193–207. DOI: 10.1002/cb.1512.

Schor J.B., Fitzmaurice C.J. (2015) Collaborating and Connecting: the Emergence of the Sharing Economy. In: Reisch L.A., Thøgersen J. (eds) Handbook of Research on Sustainable Consumption. The Online Content Platform for Edward Elgar Publishing: 410–425. DOI: DOI: 10.4337/9781783471270.00039.

Starr M.A. (2009) The Social Economics of Ethical Consumption: Theoretical Considerations and Empirical Evidence. Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6: 916–925. DOI: 10.1016/j.socec.2009.07.006.

Sztompka P. (1996) The Sociology of Social Change. Oxford: Blackwell.

Tadelis S. (2016) Reputation and Feedback Systems in Online Platform Market. Annual Review of Economics. Vol. 8: 321–340. DOI: 10.1146/annurev-economics-080315-015325.

Tussyadiah I.P., Pesonen J. (2018) Drivers and Barriers of Peer-to-Peer Accommodation Stay – an Exploratory Study with American and Finnish Travelers. Current Issues in Tourism. Vol. 21. No. 6: 703–720. DOI: 10.1080/13683500.2016.1141180.

Valentine D.B., Powers T.L. (2013) Generation Y Values and Llifestyle Segments. Journal of Consumer Marketing. Vol. 30. No. 7: 597–606. DOI: 10.1108/JCM-07-2013-0650.

Veen E.J. (2019) Fostering Community Values through Meal Sharing with Strangers. Sustainability. Vol. 11. No. 7. Article no. 2121: 1–14. DOI: 10.3390/su11072121.

Xiang Z., Magnini V.P., Fesenmaier D.R. (2015) Information Technology and Consumer Behavior in Travel and Tourism: Insights from Travel Planning Using the Internet. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 22. Iss. C: 244–249. DOI: 10.1016/j.jretconser.2014.08.005.

Содержание номера № 11, 2020