Человеческий капитал в России:
точность измерения и ограничения подхода


Попов Д. С.

Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; доцент факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия dmtrppv@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250010466-5
ID статьи на сайте журнала: 8371


Ссылка при цитировании:

Попов Д. С. Человеческий капитал в России: точность измерения и ограничения подхода // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 27-38.
DOI: 10.31857/S013216250010466-5



Аннотация

На материалах Международной программы оценки компетентности взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competences, PIAAC) раскрыты особенности человеческого капитала в России и ретроспективной динамики его накопления, а также отличия этого процесса от наблюдаемого в развитых странах. Описаны ограничения применения теории человеческого капитала в современных российских условиях. Показано, что в России наблюдается несоответствие формальных дипломов показателям измеренной грамотности (компетентности). На основе анализа усредненных уровней измеренной грамотности среди представителей разных поколений выявлено, что россияне, получившие образование после распада СССР, демонстрируют гораздо более низкий уровень измеренной грамотности, чем наблюдаемый в аналогичных группах в среднем по странам ОЭСР или в восточноевропейских странах (Эстония, Польша). Также показано, что различие доходов между респондентами с низким и высоким уровнем грамотности в России значительно меньше, чем в странах ОЭСР, что говорит о сложностях «конвертации» полученных знаний и дипломов в заработные платы в нашей стране. Все эти факты ставят под вопрос корректность стандартной процедуры измерения человеческого капитала в современной России.


Ключевые слова
человеческий капитал; образование; грамотность взрослых; PIAAC; сравнительный анализ


Список литературы

Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. [Becker G.S. (2003) Human Behavior: Economical Approach. Selected Works on Economic Theory. Moscow: SU HSE. (In Russ.)]

Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 4(78). С. 46–54. [Kapelyushnikov R.I. (2005) Russia’s Human Capital: Evolution and Structural Features. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii [The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions]. No. 4(78): 46–54. (In Russ.)]

Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48–57. [Kuzmina Yu.V., Popov D.S. (2015) Adults’ Literacy as Mechanism for Their Societal Inclusion. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies]. No. 7: 48–57. (In Russ.)]

Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2010. Т. 14. № 3. С. 326–348. [Lukiyanova A.L. (2010) Returns to Education in Russia: Evidence from Meta-Analysis. Ekonomicheskiy zhurnal VShE [The Higher School Economics Economic Journal]. Vol. 14. No. 3: 326–348. (In Russ.)]

Попов Д.С., Стрельникова А.В. Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 267–280. [Popov D.S., Strelnikova A.V. (2017) Work, Education and Literacy in Russian Society: The Problem of Inconsistency. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 15. No. 2: 267–280. (In Russ.)]

Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181. [Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. (2015) Do Starting Salaries for Graduates Measure the Quality of Education? A Review of Studies by Russian and Foreign Authors. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies]. No. 1: 137–181. (In Russ.)]

Arum R., Roksa J. (2014) Aspiring Adults Adrift: Tentative Transitions of College Graduates. Chicago, IL: Univ. of Chicago Press.

Becker G., Murphy K. (2003) Social Economics: Market Behavior in a Social Environment. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press.

Boliver V. (2011) Expansion, Differentiation, and the Persistence of Social Class Inequalities in British Higher Education. Higher Education. Vol. 61. No. 3: 229–242. DOI: 10.1007/s10734-010-9374-y.

Borgen N.T. (2015) College Quality and the Positive Selection Hypothesis: The ‘Second Filter’ on Family Background in High-Paid Jobs. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 39: 32–47. DOI: 10.1016/j.rssm.2014.11.001.

Bourdieu P., Passeron J.-P. (1990) Reproduction in Education, Society and Culture. London: Sage.

Cheidvasser S., Benitez-Silva H. (2007) The Educated Russian's Curse: Returns to Education in the Russian Federation during the 1990s. Labour. Vol. 21. No. 1: 1–41. DOI: 10.1111/j.1467-9914.2007.00365.x.

Collins R. (1979) The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. Oxford: Oxford Univ. Press.

Glomm G., Ravikumar B. (1992) Public versus Private Investment in Human Capital: Endogenous Growth and Income Inequality. Journal of Political Economy. Vol. 100. No. 4: 818–834. DOI: 10.1086/261841.

Hansen H. (2011) Rethinking Certification Theory and the Educational Development of the United States and Germany. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 29. No. 1: 31–55. DOI: 10.1016/j. rssm.2011.01.003.

Hanushek E.A., Woessmann L. (2010) The Economics of International Differences in Educational Achievement. In: Hanushek E.A., Machin S., Woessmann L. (eds) Handbook of the Economics of Education. Vol. 3. Amsterdam: North Holland: 89–200.

Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. (2015) Returns to Skills Around the World: Evidence from PIAAC. European Economic Review. Vol. 73. January: 103–130. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2014.10.006.

Marginson S. (2019) Limitations of Human Capital Theory. Studies in Higher Education. Vol. 44. No. 2: 287–301. DOI: 10.1080/03075079.2017.1359823.

Mincer J. (1958) Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. Vol. 66. No. 4: 281–302.

Mincer J. (1970) The Distribution of Labor Incomes: a Survey with Special Reference to the Human Capital Approach. Journal of Economic Literature. Vol. 8. No. 1: 1–26.

OECD. (2009) PIAAC Problem Solving in Technology-Rich Environments: A Conceptual Framework. OECD Education Working Papers No. 36. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/220262483674.

OECD. (2013) OECD Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills. Paris: OECD Publishing.

OECD. (2016) Technical Report of the Survey of Adult Skills (PIAAC). 2nd ed. Paris: OECD Publishing. URL: http://www.oecd.org/skills/piaac/PIAAC_Technical_Report_2nd_Edition_Full_Report.pdf (accessed 14.08.2020).

Spence M. (1973) Job Market Signaling. The Quarterly Journal of Economics. Vol. 87. No. 3: 355–374. DOI: 10.2307/1882010.

Spence M. (1974) Competitive and Optimal Responses to Signals: An Analysis of Efficiency. Journal of Economic Theory. Vol. 7. No. 3: 296–332. DOI: 10.1016/0022-0531(74)90098-2.

Triventi M. (2013) The Role of Higher Education Stratification in the Reproduction of Social Inequality in the Labor Market. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 32. No. 1: 45–63. DOI: 10.1016/j. rssm.2013.01.003.

Wolniak G.C., Seifert T.A., Reed E.J., Pascarella E.T. (2008) College Majors and Social Mobility. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 26. No. 2: 123–139. DOI: 10.1016/j.rssm.2008.02.002.

Содержание номера № 11, 2020