Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование»


Рязанцев С. В.

Доктор экономический наук, профессор, директор Института демографических исследований ФНИСЦ РАН; зав. кафедрой демографической и миграционной политики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия riazan@mail.ru

Ростовская Т. К.

Доктор социологических наук, профессор, зам. директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН; профессор кафедры социологии, политологии и нормативно-правового регулирования промышленного развития Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», Москва, Россия rostovskaya.tamara@mail.ru

Плетнева Ю. Э.

младший научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия julpletneva@yandex.ru

Очирова Г. Н.

младший научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия galinaochirova93@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250009483-4
ID статьи на сайте журнала: 8416


Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 18-29-15043.


Ссылка при цитировании:

Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н. Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование» // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 65-74.
DOI: 10.31857/S013216250009483-4


Аннотация

В статье представлены результаты исследования миграционных установок участников государственной грантовой программы «Глобальное образование». Проанализированы факторы, влияющие на формирование миграционных намерений высококвалифицированных специалистов в современных социально-экономических условиях. Также изучены официальные данные оператора программы «Сколково» и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс реализации программы «Глобальное образование», с целью определения специфики и условий получения гранта. Эмпирической основой исследования послужили результаты анонимного анкетирования и полуструктурированных глубинных интервью с участниками программы. Исследование показало, что миграционные установки выпускников программы после отработки обязательств остаются высокими. Основными притягивающими факторами в странах иммиграции выступают качество и уровень жизни, карьерные возможности и заработная плата. Другие важные факторы, влияющие на миграционные намерения, – несоответствие между ожиданиями и реалиями отработки в России (отсутствие возможностей применения полученных знаний, деквалификация, работа не по специальности и пр.) и реверсивный культурный шок. Так, доля рассматривающих вариант эмиграции после отработки выше среди тех, кто уже вернулся в Россию, чем среди тех, кто на момент прохождения опроса находился на обучении или еще не начал учебу. Кроме того, значительная часть участников рассматривает вариант эмиграции из России преимущественно в ту страну, где получали образование и, возможно, уже имеют сложившиеся социальные и рабочие связи. Результаты исследования показали, что ряд респондентов столкнулись с проблемами трудоустройства в рамках отработки обязательств по программе.


Ключевые слова
эмиграция; миграционные установки; факторы миграции; академическая мобильность; высококвалифицированные специалисты; программа «Глобальное образование»

Содержание номера № 12, 2020