Взаимоотношения родителей и взрослых детей: понятия для анализа

Взаимоотношения родителей и взрослых детей: понятия для анализа


Гурко Т. А.

Доктор социологических наук,главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия tgurko@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250009614-8
ID статьи на сайте журнала: 8420


Ссылка при цитировании:

Гурко Т. А. Взаимоотношения родителей и взрослых детей: понятия для анализа // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 105-115.
DOI 10.31857/S013216250009614-8



Аннотация

В статье поставлена задача систематизации понятийного аппарата для изучения взаимоотношений родителей и взрослых детей. Обосновывается актуальность предметной области, представлены определения и примеры верификации таких понятий, как уход, солидарность, конфликт, амбивалентность, отчуждение. При описании результатов эмпирических исследований подробно анализируются индикаторы межпоколенческой солидарности. На макроуровне показана зависимость отношений взрослых детей и родителей от культурных традиций, уровня модернизации различных стран, социального режима, городской/сельской местности. На микроуровне на результатах зарубежных и российских исследований демонстрируется зависимость этих отношений от пола, социального класса, этнической группы, брачного статуса детей и их родителей. Акцентируется целесообразность использования унифицированных индикаторов и показателей представленных понятий для обеспечения сопоставимости полученных эмпирических результатов с целью анализа как кратковременных, так и долговременных тенденций в отношениях взрослых детей и родителей в России. Практическая актуальность таких исследований обусловлена необходимостью прогноза роли семьи либо государственных или частных учреждений в уходе и поддержке пожилых людей.


Ключевые слова
родители; дети; внуки; пол; возраст; уход; солидарность; конфликт; амбивалентность; отчуждение

Содержание номера № 12, 2020