Трансформация Интернета как пространства общественно-политических коммуникаций:
от глобализации к гло(локал)анклавизации


Артамонова Ю. Д.

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории политики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия. juliaartamonova@yahoo.com

Володенков С. В.

доктор политических наук, профессор кафедры государственной политики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. s.v.cyber@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250013572-2
ID статьи на сайте журнала: 8463


Ссылка при цитировании:

Артамонова Ю. Д., Володенков С. В. Трансформация Интернета как пространства общественно-политических коммуникаций: от глобализации к гло(локал)анклавизации // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 87-97.
DOI: 10.31857/S013216250013572-2


Аннотация

На основе изучения мнений экспертов, полученных в ходе международного исследования, выявляются сценарии и субъекты трансформации Интернета, представляющего собой цифровую среду для осуществления массовых общественно-политических коммуникаций. Обсуждаются возможные направления эволюции цифрового пространства и потенциал его влияния на современное общество. Рассматриваются новые сетевые акторы современной политики и особенности их функционирования. Представлены мнения экспертов о возможных изменениях в общественно-политической сфере в условиях развития современных технологий интернет-коммуникации, а также изменениях в традиционной публичной политике, связанных с цифровизацией политического пространства. В статье представлены результаты первой части проведенного исследования.


Ключевые слова
сетевой актор; Интернет; цифровая коммуникация; публичная политика; «умная толпа»


Список литературы

Абрамов Р.Н. Мобильные коммуникационные технологии и повседневность. Рец.: Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 4. С. 185–192.

Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Коннективная идентичность в современном мире // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 69–79. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-4-69-79.

Володенков С.В., Артамонова Ю.Д. Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 188–196. DOI: 10.17223/1998863X/53/20.

Игнатьев В.И. Социальные локальности в эпоху информационно-сетевой глокализации // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 37–46. DOI: 10.31857/S013216250010024-9.

Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016.Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // ПОЛИС. Политические исследования. 2013. № 4. С. 75–87.

Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

Лаклау Э. О популизме // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2009. № 3. С. 54–68.

Ловинк Г. Критическая теория Интернета. М.: Ад Маргинем Пресс; МСИ «Гараж», 2019.

Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. М.: АСТ, 2014.

Ним Е.Г. «Игрушко митингуэ»: в поисках теории медиатизации гражданского протеста // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 55–70.

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

Суслов С.И. Симуляция эхо-камер в сетевом анализе онлайн-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» на примере петербургского политического сегмента сети // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 3. С. 136–146.

Шуровьески Д. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

Этлинг Б., Алексанян К., Келли Дж., Фарис Р., Палфри Дж., Гассер У. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Исследования Центра Беркмана. 2010. No. 2010-11. URL: https://cyber.harvard.edu/sites/cyber.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_ the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

Altheide D.L. The Media Syndrome. New York: Routledge, 2016.

Bennett W.L., Segerberg A. The Logic of Connective Action: Digital Media and the Personalization of Contentious Politics. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013.

Centola D. The Spread of Behavior in an Online Social Network Experiment // Science. 2010. Vol. 329. No. 5996: 1194–1197. DOI: 10.1126/science.1185231.

Entman R.M. Projections of Power: Framing News, Public Opinion, and US Foreign Policy. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2004.

González-Bailón S., Ning Wang. Networked Discontent: The Anatomy of Protest Campaigns in Social Media // Social Networks. 2016. Vol. 44. P. 95–104. DOI: 10.1016/j.socnet.2015.07.003.

Martin C.J. The Sharing Economy: A Pathway to Sustainability or a Nightmarish Form of Neoliberal Capitalism? // Ecological Economics. 2016. Vol. 121. Iss. C. P. 149–159. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2015.11.027.

Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet is Hiding from You. New York: Penguin Press, 2011.

Sunstein C. Echo Chambers. Bush v. Gore: Impeachment, and Beyond. Princeton: Princeton Univ. Press, 2001.

The 2008 Digital Future Report: Surveying the Digital Future. Year Seven / Center for the Digital Future. Los Angeles: USC Annenberg School Center for the Digital Future, 2008. URL: https://www. digitalcenter.org/wp-content/uploads/2013/02/2008_digital_future_report-year7.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

Содержание номера № 1, 2021