К вопросу о социологии массовидных духовных образований (теоретико-методологический аспект)
Горшков М. К.
Академик РАН, Доктор философских наук, Директор Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия director@isras.ru
ID статьи на сайте журнала: 8499
В основе статьи материалы исследования, выполненного за счет гранта РНФ (проект № 20-1800505) в ФНИСЦ РАН
Горшков М. К. К вопросу о социологии массовидных духовных образований (теоретико-методологический аспект) // Социологические исследования. 2021. № 2. С. 3-14.
DOI 10.31857/S013216250012674-4
Статья посвящена теоретико-методологическому осмыслению социологического анализа явлений духовной жизни общества. Автор обращается к рассмотрению массовидных духовных образований, которые в большинстве своем практически «выпали» в последние десятилетия из понятийного аппарата социологии и практики эмпирического измерения. В целях наиболее адекватного определения показателей их социологического изучения, по своим субстанциональным основаниям они разделяются на два уровня – массовидные духовно-психологические и духовно-практические образования. К образованиям первого уровня, сопровождая их сущностными характеристиками, автор относит социальные чувства, общественные настроения и умонастроения, духовную атмосферу, а ко второму уровню – общественное мнение и общественные волевые побуждения. Интерпретация и операционализация понятий, выражающих оба уровня массовидных явлений духовной сферы, дается с учетом разведения понятий «общественное сознание», «сознание общества», «массовое сознание». При обобщающем анализе особенностей функционирования различных видов массовидных духовных образований в качестве ключевых явлений и понятий, их выражающих, рассматриваются «состояние сознания» и «общественная ситуация». Делается вывод, что непосредственно воздействуют на количественно-качественные характеристики массовидных духовных образований как состояний сознания больших социальных общностей не общественные отношения (что чаще всего утверждается), а общественная ситуация. При этом они соотносятся, выражаясь философским языком, как сущность и явление, как непрерывное и прерывное, как процесс и его результат.