Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании

Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании


Ибрагимова З. Ф.

кандидат экономических наук, доцент, доцент Башкирского государственного университета, Уфа, Россия. badertdinova@mail.ru

Франц М. В.

кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Института социально- экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия. tan-marina@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250013781-2
ID статьи на сайте журнала: 8792


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19–010–00453.


Ссылка при цитировании:

Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54-64.
DOI 10.31857/S013216250013781-2



Аннотация

Представлен анализ динамики неравенства возможностей в образовательных достижениях российских школьников на базе данных «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2003–2018 гг. Методика основана на параметрическом подходе и ex-ante – определении равенства возможностей. Установлено, что динамика неравенства образовательных достижений довольно неустойчива, имеет тренд к сокращению по всем рассматриваемым направлениям грамотности. Выше всего уровень неравенства возможностей в читательской грамотности. Выявлено, что вклад семейного бэкграунда в неравенство возможностей грамотности приблизительно 60–80%, при этом практически одинаково важен как его материальный, так и образовательно-культурный аспект. Также значим пространственный фактор, его роль имеет тенденцию к нарастанию в последние годы. Значителен вклад фактора пола в неравенство возможностей в отношении читательской грамотности.


Ключевые слова
неравенство возможностей в образовании; индивидуальные достижения; факторы-обстоятельства; факторы-усилия; PISA

Содержание номера № 9, 2021