Капитализм и вебериана в России: к вопросу о возможностях понимающей социологии. Часть 2. Апологетика капитализма

Капитализм и вебериана в России: к вопросу о возможностях понимающей социологии. Часть 2. Апологетика капитализма


Трубицын Д. В.

Доктор философских наук, профессор Забайкальского государственного университета, Чита, Россия dvtrubitsyn@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250017008-1
ID статьи на сайте журнала: 8992


Ссылка при цитировании:

Трубицын Д. В. Капитализм и вебериана в России: к вопросу о возможностях понимающей социологии. Часть 2. Апологетика капитализма // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 12-22.
DOI 10.31857/S013216250017008-1



Аннотация

Дается критический анализ российской веберианы в применении к проблемам современного общества (социальных последствий распространения информационных технологий) и методологическим проблемам современной социологии («больших данных» и «революции архивов»), представленной в работах Н. Н. Зарубиной. Обосновывается, что принципы и метод понимающей социологии в реальности приводят не столько к познанию, сколько к отторжению социальных инноваций. Подвергается критике веберианская оценка исторической динамики незападных стран, причем как прогнозы самого М. Вебера относительно развития капитализма в этих странах, так и оценка успехов их модернизации в XX – начале XXI в. его современными последователями. Высказывается мнение относительно роли капитализма в процессе модернизации, обосновывается, в том числе с опорой на труды М. Вебера, что именно капитализм как система отношений формирует позитивные ценности и нормы современного индустриального общества.


Ключевые слова
модернизация; капитализм; методология; понимающая социология; протестантская этика; культура


Список литературы

Ларин А. Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой. М.: Муравей, 2004.

Мизес Л. фон. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Розов Н. С. Историческая макросоциология: методология и методы. Новосибирск: НГУ, 2009.

Селищев А. С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XXI веке. СПб.: Питер, 2004.

Уайтхед А. Избранные работы по философии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма / Пер. с англ. Ю. Кузнецова. М.: Мысль, 2016.

Шевченко В. Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и на- циональная культура. М.: Апрель‑85, 1995. С. 70–77.

Beteille A. Caste in Contemporary India // Caste Today / Ed. by C. J. Fuller. New Delhi: Oxford University Press, 1996.

Bhalla S. Imagine There’s No Country: Poverty, Inequality and Growth in the Age of Globalization. Washington, D.C.: Institute of International Economics, 2002.

Bhaskar R. The Possibility of Naturalism: A Philosophical Critique of the Contemporary Human Sciences. New Jersey: Humanities Press, 1979.

Foster G. M. Peasant Society and the Image of the Limited Good // Peasant Society: A Reader. Potter J. M., Diaz M. N., Foster G. M., eds. Boston: Little Brown, 1967. P. 293–315.

Mayer A. Caste in an Indian Village: Change and Continuity, 1954–1992 // Caste Today / Ed. by C. J. Fuller. New Delhi: Oxford University Press, 1996.

Srinivas M. N. Village, Caste, Gender and Method. New Delhi: Oxford University Press, 1996.

Whyte M. K. The Chinese Family and Economic Development: Obstacle or Engine? // Economic Development and Cultural Channge. Vol. 45. № 1 (1996). P. 1–30.

Содержание номера № 2, 2022