Национальная и религиозная идентичности:
опыт анализа взаимосвязи (на примере Республики Татарстан)
Ситников А. В.
доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, Москва, Россия. sitnikov-av@ranepa.ru
Романов М. В.
кандидат социологических наук, директор АНО «Лаборатория изучения общественного мнения», Москва, Россия. mvroman@mail.ru
Фасхудинов Р. Р.
аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, Москва, Россия. rinathazrat@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 9043
Ситников А. В., Романов М. В., Фасхудинов Р. Р. Национальная и религиозная идентичности: опыт анализа взаимосвязи (на примере Республики Татарстан) // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 120-134.
DOI 10.31857/S013216250015844-1
В статье на основании результатов массового опроса, проведенного в Республике Татарстан, исследуется взаимосвязь национальной и религиозной идентичности у татарского населения республики, рассматривается вопрос о взаимосвязи между исламизмом, этническим и религиозным национализмом. Авторы рассматривают, какое место в общественном сознании занимает исламизм, насколько ислам востребован в качестве идеологии для политической консолидации общества. Авторы показывают на основе анализа данных опроса, что в Татарстане нет взаимосвязи религиозности и национализма, отсутствует стремление к политическому самоопределению нации по религиозным причинам, вступающим в резонанс с этничностью. Были выявлены лишь очень слабые корреляции между переменными, отражающими значимость, которую респондент придает этничности, и переменными, отражающими его отношение к различным аспектам религиозности. Этнические вопросы для респондентов оказались важнее, чем религиозные, а этнонационализм мало взаимосвязан с религиозностью в любых её проявлениях. Исследование показало, что высокая религиозность у татар приводит к желанию видеть её проявления в общественной сфере и на бытовом уровне, однако не влечет за собой стремления исламизировать политическую сферу, не подталкивает верующих к исламизму.
Алиев А. А. Идеология «мусульманского национализма»: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Отд. истории / Отв. ред. А. В. Гордон. М., 2008.
Алмазова Л. И., Ахунов А. М. В поисках «традиционного ислама» в Татарстане: между национальным проектом и универсалистскими теориями // «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»: дис‑ курс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 15–68.
Арапов Д. Ю. (сост.) Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII – начало ХХ в.): Сборник материалов. М.: Издательство «Наталис», 2006.
Арутюнова Е., Бравин А., Валиахметов Р. и др. Татарстан. Процесс реисламизации и современные тренды развития мусульманской идентичности // Гражданская, этническая и региональная иден‑ тичность: Вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 2013. С. 119–125.
Асад Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность. М.: Новое литературное обо‑ зрение, 2020.
Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Издательский дом ВШЭ, 2012.
Габдрафикова Л. Р. Татарское буржуазное общество: стиль жизни в эпоху перемен (вторая половина XIX – начало ХХ века). Казань: Татарское книжное издательство, 2015.
Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Ad Marginem, 1995.
Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности. М.: ПЕР СЭ, 2008.
Гузельбаева Г. Я. Исламская идентичность молодых татар в Республике Татарстан (по материалам со‑ циологических исследований 2008–2012 гг.) // Ученые записки Казанского университета. Гумани‑ тарные науки, 2012. Том 154, кн. 6.
Исхаков Д. Джадидизм // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современ‑ ность. Очерки. Казань, 2002.
Исхаков Д. Модель Татарстана и национализм татар // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе. Т. 3. Национализм в национально-территориальных образованиях. М.: РОССПЭН, 2010.
Косач Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Новые церкви, старые верую‑ щие – старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России. Под ред. К. Каариай‑ нена, Д. Фурмана. СПб.: Летний сад, 2007. С. 345–391.
Круз Р. За пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение. 2020.
Морина Т. С. Идеология исламизма как фактор политики современных мусульманских стран. Полити‑ ко-философский ежегодник. 2011. № 4. С. 94–111.
Мусина Р. Н. Идентичность татар в условиях религиозного возрождения в современном Татарста‑ не // Ислам и тюркский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии. Материалы VIII международной тюркологической конференции 22 апреля 2016 года. С. 22–24.
Мусина Р. Н. Реисламизация татар как форма «религиозного национализма» // Ислам в России. М., 1997. С. 81–87.
Мусина Р. Н. Религиозное возрождение или конфессионализация сознания: к вопросу современной религиозной ситуации у татар // «Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения», Уфа, 2009. С. 350–353.
Почта Ю. М. Исламизм и национализм на Большом Ближнем Востоке: вражда или симбиоз? // Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 4–11.
Сафиуллина-Ибрагимова Р. Р. Суфизм в Татарстане: возрождение традиции, экспорт или экспансия? // «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»: дискурс о традиционном исламе в среде тю‑ рок-мусульман европейской части России и Крыма. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 152–201.
Семедов С. А. Исламизм и феномен политических религий // Россия реформирующаяся. Вып. 11: Еже‑ годник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2012. С. 435–454.
Сергеев С. А., Сергеева З. Х. Татарский этнонационализм в Республике Татарстан: от рассвета до за‑ ката // Политэкс. 2009. Том 5. № 1. С. 116–227.
Харипова З. Ф. Взаимосвязь национальной и исламской идентичности татар в современной Республи‑ ке Татарстан (на материалах социологического опроса) // Религиозная идентичность и межкуль‑ турные коммуникации. Материалы Всероссийского научного семинара. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020. С. 172–179.
Харипова З. Ф. История евроислама татар: ислам и либерализм // Известия Иркутского государствен‑ ного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 31. С. 101–113. https://doi. org/10.26516/2073–3380.2020.31.101
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 2017.
Чеснокова В. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Акаде‑ мический проект, 2005.
Barker P. Religious Nationalism in Modern Europe: If God be for Us. London: Routledge, 2009.
Delanty G., O’Mahony P. Nationalism and Social Theory. Modernity and the Recalcitrance of the Nation. London, 2002.