Реформатор перед судом истории:
образ Петра Великого в коллективной памяти россиян
Андреев А. Л.
Доктор философских наук,главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор ВГИК; профессор НИУ МЭИ, Москва, Россия sympathy_06@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 9085
Андреев А. Л. Реформатор перед судом истории: образ Петра Великого в коллективной памяти россиян // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 136-145.
DOI 10.31857/S013216250018468-7
В ряду наиболее значительных деятелей российской истории россияне особенно выделяют Петра Великого. На протяжении длительного времени социологические исследования, посвященные аспектам исторической памяти российского общества, неизменно показывают, что россияне оценивают его историческую роль выше исторической роли любого из последующих государственных деятелей России, включая тех, кто руководил страной в советское время. По сути дела, образ Петра Великого воспринимается россиянами как парадигмальный образ успешной власти, соответствующей своему назначению. Данный факт очень важен для понимания особенностей российской социальной и политической ментальности и в силу этого нуждается в серьезном осмыслении, чему посвящена предлагаемая вниманию читателя статья, основанная на анализе социологических данных разных лет. Автор статьи задается вопросом, что именно привлекает россиян в «славных делах» Петра Великого, и отвечает на него, сравнивая восприятие этой грандиозной исторической фигуры с выявленными при помощи социологического зондирования коллективными оценками запечатлевшихся в исторической памяти российского общества образов других видных деятелей давнего и недавнего прошлого. Особое внимание уделяется сопоставлению Петра-реформатора с реформаторами последующих эпох, в том числе с претендовавшими на символическую связь с петровскими преобразованиями «молодыми реформаторами» 1990-х гг. В ходе этого анализа раскрывается многоплановая семантика образа Петра Великого. Особое внимание уделяется так называемому «просвещению Петрову» (выражение М. В. Ломоносова). Автор доказывает, что доминирующее положение образа Петра Великого в нашей исторической памяти можно объяснить общей созвучностью современной российской ментальности той иерархии ценностей, которые в ходе Петровского просвещения утверждались в качестве приоритетных публичных ценностей и которые в конечном счете определили специфически российскую модель модерна и модернизации.
Андреев А.Л. Общество образования в России: трудности исторического становления // Педагогика. 2011. № 5. С. 81–93.
Карамзин М.Н. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991.
О чем мечтают россияне: идеал и реальность. М.: Весь Мир, 2013.
Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология, рынок // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 3–15. Россия на рубеже веков. М.: РОССПЭН, 2000.
Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Отв. ред. Ю.А. Левада. М.: Мир, Океан. 1993.
Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М.: Наука, 1984.
Юревич А.В. Базовые компоненты национального менталитета // Вестник РАН. 2013. Т. 83. № 12. С. 1083–1091.
Assman J. Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1998.