Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа
Гошин М. Е.
кандидат химических наук, научный сотрудник, Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. m.goshin@mail.ru
Пинская М. А.
Кандидат педагогических наук, Центр социальноэкономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник, Москва, Россия. m-pinskaya@yandex.ru
Григорьев Д. С.
кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра социокультурных исследований, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. dgrigoryev@hse.ru
ID статьи на сайте журнала:
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70-83.
DOI 10.31857/S013216250012685-6
Статья посвящена изучению вовлеченности родителей в образовательный процесс детей в различных группах школ: неуспешных, резильентных, фейлинговых и эффективных. Особое внимание уделено школам, работающим в неблагоприятных социально-экономических условиях и показывающим высокие результаты (резильентные школы). Источником данных является опрос 3887 родителей, дети которых посещают общеобразовательные организации. Анализ уровня социально-экономического благополучия школы основан на данных опроса 1236 директоров школ. Для классификации родителей по их вовлеченности в школьную жизнь и образовательный процесс детей использован анализ латентных классов. Родители по участию в образовании разделены на три класса: «Опекуны», «Наблюдатели» и «Невидимки». Соотношение классов зависит от возраста ребенка и в то же время связано с уровнем образования родителей. В школах, работающих в сложных образовательных условиях, преобладают родители группы «Опекуны». Анализ конкретных родительских действий в разных типах школ показал, что для родителей, дети которых посещают резильентные школы, характерна максимальная ориентация на образовательные результаты детей. Заинтересованность родителей в образовании своих детей и их учебных достижениях является одним из важнейших факторов, определяющих успешность работы школ в сложных условиях.
Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90. [Goshin M.E., Mertsalova T.A. (2018) Types of Parental Involvement in Education, Socio-Economic Status of the Family and Students’ Academic Results. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. No. 3: 68–90. (In Russ.)] DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90.
Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю., Рощина Я.М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006. [Konstantinovsky D.L., Vakhshtein S.V., Kurakin D.Yu., Roschina Ya.M. (2006) Availability of Quality General Education: Possibilities and Limitations. Moscow: Logos. (In Russ.)]
Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64–72. [Lyubitskaya K.A. (2019) Parental Involvement in the Formation of Children’s Educational Environment. Pedagogika [Pedagogics]. No. 8: 64–72. (In Russ.)]
Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы: Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. [Polivanova K.N., Bochaver A.A., Pavlenko K.V., Sivak E.V. (2020) Education Outside the School Walls: How Parents Design Children's Educational Environment. Moscow: HSE Publishing house. (In Russ.)]
Ястребов Г.А., Бессуднов А.Р., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188–246. [Yastrebov G., Bessudnov А., Pinskaya М., Kosaretsky S. (2013) The Issue of Educational Results’ Contextualization: Schools, Their Social Structure and a Territory Deprivation Level. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. No. 4: 188–246. (In Russ.)]
Banquedano-Lopez P., Alexander R.A., Hernadez S.J. (2013) Equity Issues in Parental and Community Involvement in Schools: What Teacher Educators Need to Know? Review of Research in Education. Vol. 37. No. 1: 149–182. DOI: 10.3102/0091732X12459718.
Bourdieu P., Passeron J.-C. (1990) Reproduction in Education, Society and Culture. London: SAGE Publications.
Brunello G., Checchi D. (2007) Does School Tracking Affect Equality of Opportunity? New International Evidence. Economic Policy. Vol. 22. No. 52: 781–861. DOI: 10.1111/j.1468-0327.2007.00189.x.
Coleman J.S. (1966) Equality of Educational Opportunity. Educational Theory. Vol. 26. No. 1: 3–18.
Coleman J.S. (1988) Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology. No. 94. Supplement: Organizations and Institutions: Sociological and Economic Approaches to the Analysis of Social Structure: S95–S120. DOI: 10.1086/228943.
Derrick-Lewis S.M. (2001) Parental Involvement Typologies as Related to Student Achievement. Electronic Theses and Dissertations. Paper 71. URL: http://dc.etsu.edu/etd/71 (accessed 14.02.2021).
Driessen G., Smit F., Sleegers P. (2005) Parental Involvement and Educational Achievement. British Educational Research Journal. Vol. 31. No. 4: 509–532. DOI: 10.1080/01411920500148713.
Epstein J. (2007) Connections Count: Improving Family and Community Involvement in Secondary Schools. Principal Leadership. Vol. 8. No. 2: 16–22.
Fan X. (2001) Parental Involvement and Students' Academic Achievement: A Growth Modeling Analysis. Journal of Experimental Education. Vol. 70. No. 1: 27–61. DOI: 10.1080/00220970109599497.
Ferguson C., Ramos M., Rudo Z., Wood L. (2008) The School-Family Connection. A Review of Current Literature. Austin, TX: National Center for Family and Community Connections.
Flecha R., Soler M. (2013) Turning Difficulties into Possibilities: Engaging 10 Roma Families and Students in School through Dialogic Learning. Cambridge Journal of Education. Vol. 43. No. 4: 451–465. DOI: 10.1080/0305764X.2013.819068.
Galindo R., Medina C. (2009) Cultural Appropriation, Performance, and Agency in Mexicana Parent Involvement. Journal of Latinos in Education. Vol. 8. No. 4: 312–331. DOI: 10.1080/15348430902973450.
Gadsden V.L., Davis J.E., Artiles A.J. (2009) Introduction: Risk, Equity, and Schooling: Transforming the Discourse. Review of Research in Education. Vol. 33. No. 1: vii–xi. DOI: 10.3102/0091732X08330002.
Giallo R., Treyvaud K., Matthews J., Kienhuis M. (2010). Making the Transition to Primary School: An Evaluation of a Transition Program for Parents. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. Vol. 10: 1–17.
Goodall J., Montgomery C. (2014) Parental Involvement to Parental Engagement: a Continuum. Educational Review. Vol. 66. No. 4: 399–410. DOI: 10.1080/00131911.2013.781576.
Greene K., Anyon J. (2010) Urban School Reform, Family Support, and Student Achievement. Reading & Writing Quarterly. Vol. 26. No. 3: 223–236. DOI: 10.1080/10573561003769608.
Henderson A.T., Mapp K.L. (2002) A New Wave of Evidence: The Impact of School, Family, and Community Connections on Student Achievement. Austin, TX: National Center for Family and Community Connections with Schools.
Hill N.E., Tyson D.F. (2009) Parental Involvement in Middle School: Meta-analytic Assessment of the Strategies that Promote Achievement. Developmental Psychology. Vol. 45. No. 3: 740–763. DOI: 10.1037/a0015362.
Hornby G., Blackwell I. (2018) Barriers to Parental Involvement in Education: an Update. Educational Review. Vol. 70. No. 1: 109–119. DOI: 10.1080/00131911.2018.1388612.
Jeynes W. (2010) Parental Involvement and Academic Success. New York: Routledge.
Li A., Fischer M.J. (2017) Advantaged/Disadvantaged School Neighborhoods, Parental Networks, and Parental Involvement at Elementary School. Sociology of Education. Vol. 90. No. 4: 355–377. DOI: 10.1177/0038040717732332.
Linse C.T. (2011) Creating Taxonomies to Improve School-home Connections with Families of Culturally and Linguistically Diverse Learners. Education and Urban Society. Vol. 43. No. 6: 651–670. DOI: 10.1177/0013124510380908.
Masten A., Herbers J., Cutuli J., Lafavor T. (2008) Promoting Competence and Resilience in the School Context. Professional School Counseling. Vol. 12. No. 2: 76–84. DOI: 10.1177/2156759X0801200213.
OECD. (2008) Measuring Improvements in Learning Outcomes: Best Practices to Assess the Value Added of Schools. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/9789264050259-en.
Park S., Holloway D.S. (2017) The Effects of School-based Parental Involvement on Academic Achievement at the Child and Elementary School Level: A Longitudinal Study. The Journal of Educational Research. Vol. 110. No. 1: 1–16. DOI: 10.1080/00220671.2015.1016600.
Pinskaya М., Kosaretsky S., Zvyagintsev R., Derbishire N. (2018) Building Resilient Schools in Russia: Effective Policy Strategies. School Leadership & Management. No. 2: 127–144. DOI: 10.1080/13632434.2018.1470501.
Reynolds D., Chapman C., Kelly A., Muijs D., Sammons P. (2011) Educational Effectiveness: The Development of the Discipline, the Critiques, the Defense, and the Present Debate. Effective Education. Vol. 3. No. 2: 109–127. DOI: 10.1080/19415532.2011.686168.
Rindskopf D. (2009). Latent Class Analysis. In: Millsap R.E., Maydeu-Olivares A. (еds) The Sage Handbook of Quantitative Methods in Psychology. London: Sage Publications Ltd.: 199–215. DOI: 10.4135/9780857020994.n9.
Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. (2005) Teachers, Schools, and Academic Achievement. Econometrica. Vol. 73. No. 2: 417–458. DOI: 10.3982/ECTA12211.
Robinson K., Harris A.L. (2014) The Broken Compass: Parental Involvement with Children’s Education. Cambridge, МА: Harvard University Press.
Rockoff J.E. (2004) The Impact of Individual Teachers on Student Achievement: Evidence from Panel Data. The American Economic Review. Vol. 94. No. 2: 247–252. DOI: 10.1257/0002828041302244.
Scanlon M., Powell F., Leahy P., Jenkinson H., Byrne O. (2019) ‘No One in our Family ever Went to College’: Parents’ Orientations towards their Children’s Post-secondary Education and Future Occupations. International Journal of Educational Research. No. 93: 13–22. DOI: 10.1016/j.ijer.2018.09.005
Schaub M. (2010) Parenting and Cognitive Development from 1950 to 2000: The Unstitutionalization of Mass Education and the Social Construction of Parenting in the United States. Sociology of Education. Vol. 83. No. 1: 46–66. DOI: 10.1177/0038040709356566.
Sheridan S.M., Kratochwill T.R. (2007) Conjoint Behavioral Consultation: Promoting Family-School Connections and Interventions. New York: Springer US.
Shumow L., Miller J.D. (2001) Parents’ At-Home and At-School Academic Involvement with Young Adolescents. Journal of Early Adolescence. Vol. 21. No. 1: 68–91. DOI: 10.1177/0272431601021001004.
Siraj I., Taggart B. (2014) Exploring Effective Pedagogy in Primary Schools: Evidence from Research. London: Pearson.
Thomas S., Wilson T., Jain A., Deros D., Um M., Hurwitz J., Jacobs I., Myerberg L., Ehrlich K., Dunn E., Aldao A., Stadnik R., Reyes A. (2017) Toward Developing Laboratory-Based Parent-Adolescent Conflict Discussion Tasks that Consistently Elicit Adolescent Conflict-Related Stress Responses: Support from Physiology and Observed Behavior. Journal of Child & Family Studies. Vol. 26. No. 12: 3288–3302. DOI: 10.1007/s10826-017-0844-z.
Van Petegem S., Beyers W., Vansteenkiste M., Soenens B. (2012) On the Association between Adolescent Autonomy and Psychosocial Functioning: Examining Decisional Independence from a Self-determination Theory Perspective. Developmental Psychology. Vol. 48. No. 1: 76–88. DOI: 10.1037/a0025307.