Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований)

Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований)


Куприянов Б. В.

Доктор педагогических наук, профессор, аналитик центра социально-экономического развития школы Института образования “Высшая школа экономики”, Москва, Россия. Boriskuprianoff2012@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 156-160



Аннотация

В статье на основе анализа результатов социологических исследований родителей, обучающихся по программам дополнительного образования, представлены детские досуговые занятия двух поколений россиян: современных родителей (поколение “Х” – год рождения от 1960 до 1980 г.) и их детей – (поколение “Z” – год рождения 2001 – 2020). Сравнения досуговых занятий родителей и досуга их детей характеризуется тем, что у молодого поколения укрепились ориентации на художественное творчество, физкультуру и спорт. Доля туризма и военно-патриотической деятельности существенно не изменилась, зато занятия иностранным языком и исследовательской деятельностью стали более распространенными. В общем объеме детского свободного времени сократились доли ремесла и общественной деятельности. Проведенное исследование показывает, что инфраструктурные условия для досуговых занятий у нынешних детей также несколько изменились – произошла институциональная реорганизация свободного времени, переозначивание самих занятий как образовательных. При этом доля кружков в школе и детском саду ощутимо сократилась.


Ключевые слова
досуг детей и родителей; социокультурное воспроизводство; досуговая активность школьников; общественная инфраструктура организации детских досуговых занятий


Список литературы

Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013г. № 792-р. URL: http://base.garant. ru/70379634/#ixzz353yQrE5E (дата обращения: 9.09.2015).

Григорьев Д.В. Задачи социализации в новом ФГОС: решения для школы // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитаельной работе. 2012. № 2. С. 18–23.

Дополнительное образование детей: Учеб. пос. для студентов вузов / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.

Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13.02.

Содержание номера № 11, 2015