Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников

Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников


Валитова З. Х.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Карагандинского государственного университета имени акад. Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан. valitova@yandex.ru

Есимова А. Б.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана и общественных дисциплин Южно-Казахстанского государственного педагогического университета, Шымкент, Казахстан. ayessimova@gmail.com

Карипбаев Б. И.

Доктор философских наук, профессор Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан karipbaev@mail.ru

Инджиголян А. А.

Кандидат социологических наук, доцент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан anzhela_i2002@mail.ru

Кошербаев Д. Б.

Кандидат политических наук, доцент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан kosherbaev_das@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Валитова З. Х., Есимова А. Б., Карипбаев Б. И., Инджиголян А. А., Кошербаев Д. Б. Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 125-131



Аннотация

Проанализированы представления казахстанских школьников о ранжировании профессий по критериям общественной полезности, престижности и прибыльности. Данные показывают динамику мнений об иерархии профессий и преобладание у школьников утилитаристских критериев в их оценке. Определено совпадение представлений школьников о престижности и прибыльности профессий и противоречие между общественной полезностью и прибыльностью. Наблюдается опасная с точки зрения социального благополучия общества тенденция: общественно полезные профессии являются наименее прибыльными и часто не престижными. Профессии, связанные с осмыслением происходящих в обществе процессов (ученый), вытесняются на периферию общественного сознания и становятся непопулярными. Рабочие профессии фигурируют на последних ступенях по всем трем критериям. Иерархия престижности профессий коррелирует с реальными образовательными и профессиональными стратегиями казахстанской молодежи.


Ключевые слова
профессия; школьники; общественная полезность; престижность; прибыльность; иерархия


Список литературы

Абдирайымова Г.С., Серикжанова С.С. Социальные установки и жизненные ценности молодых ученых Казахстана – индикатор возможных изменений общества // Вестник КазНУ. Серия “Психология и социология”. 2009. № 3(30). С. 56–60.

Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008.

Забирова А.Т., Тагаева С.Б. и др. Рынок труда и высшее образование в Казахстане. Астана, 2008.

Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 годы. М.: ЦСПиМ, 2011.

Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1994. Вып. 5. С. 135–160.

Луман Н. Дифференциация / Пер. с нем. Б. Скуратов. М.: “Логос”, 2006.

Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследования престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217–238.

Труфанов Д.О., Павлов А.П. Жизненные траектории городской молодежи (по материалам соц. исследования). Красноярск, 2011.

Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСПиМ, 2014.

Ярская-Смирнова Е., Романов П. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / Под ред. П. Романо- ва, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО “Вариант”, ЦСПГИ, 2012. С. 7–29.

Содержание номера № 1, 2016