Идентичности и связи в петербургском секторе креативных индустрий

Идентичности и связи в петербургском секторе креативных индустрий


Бармина А. С.

Магистрант Школы социальных и гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия. barminaaa@gmail.com

Сафонова М. А.

кандидат социологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия msafonova@hse.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Бармина А. С., Сафонова М. А. Идентичности и связи в петербургском секторе креативных индустрий // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 82-92



Аннотация

С начала 2000-х гг. в крупнейших городах России появляется новая организационная популяция. Заявляемая цель организаций – распространение современной художественной продукции. В социологической дискуссии они обозначаются термином “креативные”, показывающим новую черту деятельности этих организаций: синтез разных видов художественной (выставки, спектакли, кинопоказы), академической (лекции и семинары) и предпринимательской (кафе и магазины) деятельности в едином пространстве. В статье анализируется специфика этих организаций на примере развития сектора креативных индустрий в Петербурге. С помощью данных мониторинга культурной жизни города и фокусированных интервью с сотрудниками организаций рассматривается: (1) как новые организации выстраивают профессиональные связи; (2) какого рода культурный продукт и услуги они предоставляют в условиях отсутствия государственной поддержки и поддержки бизнеса; (3) какого рода персонал оказывается востребованным в этих организациях; (4) какие цели и ценности они заимствуют у традиционных культурных учреждений. Приемы социально-сетевого анализа (SNA) используются для демонстрации того, как новые организации интегрируются в городскую структуру организационных связей, и как их позиция связана с транслируемыми ими ценностями и репертуаром приемов, с помощью которых они привлекают публику.


Ключевые слова
креативные индустрии; художественное производство; социология искусства; социальные сети


Список литературы

Абрамов Р.Н., Зудина А.А. Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 6(100). С. 134–142.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

Желнина А.А. Творчество “для своих”: социальное исключение и креативные пространства Санкт-Петербурга // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ / Отв. ред. Ю.О. Папушина, М.В. Матецкая. СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2012. С. 42–57.

Евин И.А. Феномен “тесного мира” в искусстве и культуре // Вопросы культурологии. 2009. № 3. С. 75–78.

Кулева М.И. “Умный и это видно”: сцена неформального культурного досуга и новая “интеллектуальная молодежь” Петербурга // В кн.: Новые молодежные движения и солидарности России / Под общ. ред. Е.Л. Омельченко, Г.А. Сабирова. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2011. С. 117–126.

Магидович М.Л. Поле искусства как предмет исследования // Новое Литературное обозрение. 2003. № 60. С. 54–70.

Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 63–74.

Соколов М.М. Рынки труда, стратификация и карьеры в советской социологии: История советской социологической профессии // Экономическая социология. 2011. № 12(4). P. 37–72.

Barabasi A. Network Theory – the Emergence of the Creative Enterprise // Science. 2005. № 308 (5722). P. 639–641.

Becker H. S. Art Worlds. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 2005.

Bennett T. The political rationality of the museum // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. 1990. № 3(1). P. 35–55.

Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste. Cambridge: Harvard University Press, 1984.

Bourdieu B. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature. Columbia University Press, 1993.

Bourdieu P., Darbel A., Schnapper D. The love of art: European art museums and their public. Polity Press, 1997.

Burt R.S. Structural Holes and Good Ideas // The American Journal of Sociology. 2004. № 110(2). P. 349–399

Cattani G., Ferriani S.A. Core/Periphery Perspective on Individual Creative Performance: Social Networks and Cinematic Achievements in the Hollywood Film Industry // Journal of Management Studies. 2008. № 39. P. 123–146.

Chan T.W., Goldthorpe J.H. Social stratification and cultural consumption: The visual arts in England // Poetics. 2007. № 35(2–3). P. 168–190.

DiMaggio P. Cultural Entrepreneurship in Nineteenth-Century Boston: The Creation of Organizational Base for High Culture in America // Media, Culture and Society. 1982. № 4. P. 33–50.

DiMaggio P., Mohr J. Cultural Capital, Educational Attainment, and Marital Selection // American Journal of Sociology. 1985. № 90(6). P. 1231–1261.

DiMaggio P. Nadel’s Paradox Revisited: Relational and Cultural Aspects of Organizational Structure // Networks and Organizations / Edited by Nohria N. and Eccles R.G. Boston: Harvard Business School Press, 1992. P. 118–142.

Elias N. Mozart: Portrait of a Genius. University of California Press, 1993.

Farrell M.P. Collaborative circles: Friendship dynamics and creative work. University of Chicago Press, 2001.

Foster P., Borgatti S.P., Jones C. Gatekeeper search and selection strategies: Relational and network governance in a cultural market // Poetics. 2011. № 39. P. 247–265.

Garnham N. From cultural to creative industries // International Journal of Cultural Policy. 2006. № 11(1). P. 15–29.

Gilmore A., Rentschler R. Changes in museum management: a custodial or marketing emphasis // Journal of management development. 2002. № 21(10). P. 745–760.

Guimera R., Uzzi B., Spiro J., Amarall L.A.N. Team Assembly Mechanisms Determine Collaboration Network Structure and Team Performance // Science. 2005. № 308(5722). P. 697–702.

Johnson V. What is Organizational Imprinting? Cultural Entrepreneurship in the Founding of the Paris Opera // American Journal of Sociology. 2007. № 113(1). P. 97–127.

Hooper-Greenhill E. Changing Values in the Art Museum: rethinking communication and learning // International Journal of Heritage Studies. 2000. №6 (1). P. 9-31.

Katz-Gerro T. Highbrow Cultural Consumption and Class Distinction in Italy, Israel, West Germany, Sweden, and the United States // Social Forces. 2002. № 81(1). P. 207–229.

Peterson R.A., Kern R.M. Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore // American Sociological Review. 1996. № 61(5). P. 900–907.

Uzzi B., Spiro J. Collaboration and Creativity: The Small World Problem // American Journal of Sociology. 2005. № 11(2). P. 447–504.

White H., White C.A. Canvases and Careers: Institutional Change in French Painting World. Chicago: Chicago University Press, 1993.

Zolberg V. Conflict visions in American Art Museums // Theory and Society. 1981. № 10. P. 103–125

Zolberg V. American Art Museums: Sanctuary or Free-For-All? // Social Forces. 1984. № 63(2). P. 377–392.

Содержание номера № 7, 2016