Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества

Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества


Шафранов-Куцев Г. Ф.

доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. g.f.kucev@utmn.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Шафранов-Куцев Г. Ф. Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 65-72



Аннотация

В статье анализируются условия, факторы, параметры, определяющие положение учительства в стратификационной структуре российского общества. Показано несоответствие материального положения и социального статуса учительства общепринятым параметрам среднего класса и выявлены негативные последствия такого положения. По характеру своего труда, выполняемым функциям, уровню образования учительство должно относиться к среднему классу, иначе оно не может полноценно выполнять свои функции.


Ключевые слова
учителя; образование; социальная стратификация; статус; средний класс; самоидентификация; материальное положение


Список литературы

Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои современной России (опыт анализа проблемы) // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 44–53.

Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса России // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 4–12.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о “среднем классе” российского общества // Мир России. 1998. № 4. С. 61–66.

Из крайних в средние. Российские учителя поднялись по социальной лестнице // Поиск. 2015. № 23. URL: http://www.poisknews.ru/archive/2015/211/ (дата обращения: 05.06.2015).

Поташник М.М. Падение с недосягаемой высоты // Народное образование. 2015. № 6. С. 9–15.

Профессия: учитель. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd054024 (дата обращения: 01.09.2015).

Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / Под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

Собкин В.С., Адамчук Д.В., Духанина Л.Н. Социальное самочувствие педагога: материальный статус // Учительская газета. 2014. № 18.

Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Российская политическая энциклопедия, 1999.

Тюменское учительство: работа и качество жизни: монография / Под ред. Г.Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2015.

У нас чрезмерное количество людей в погонах. URL: http://www.rbcdaily.ru/politics/562949996525910 (дата обращения: 10.08.2015).

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103–107.

Шереги Ф.Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 108–116.

Содержание номера № 9, 2016