Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов
универсальные элементы


Абрамов Р. Н.

кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия socioportal@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Абрамов Р. Н. Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов: универсальные элементы // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 96-104



Аннотация

Статья посвящена анализу универсальных элементов профессиональной культуры инженерно-технических специалистов, среди которых – идеология упорной и напряженной работы, маскулинность, рациональность, эстетика технических решений, стремление к творческой работе. Теоретической рамкой являются работы советских и российских социологов труда и занятий, а также зарубежные публикации по теме инженерной культуры, используются данные полуформализованных интервью. Сделан вывод, что российская специфика исследуемого феномена, с одной стороны, содержит элементы культуры советских инженерно-технических специалистов, а с другой – характеристики моделей поведения и профессиональной коммуникации, которые транслируются глобальными корпоративными стандартами.


Ключевые слова
инженеры; технические специалисты; профессиональная культура; маскулинность; рациональность; творческая работа

Список литературы

Абрамов Р.Н. Социокультурные контексты профессионализма: идеология, статус, ценности // Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Под ред. Е.Р. Смирновой-Ярской. М.: ООО “Вариант”, 2014. С. 55–65.

Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости. Очерки социологии градов. М.: НЛО, 2013.

Воронина О.А. (ред.) Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001.

Гладарев Б., Цинман Ж. “Шкалы оценивания” и “миры” технопредпринимателей Финляндии, Южной Кореи, Тайваня и России. Рукопись. СПб., 2015.

Ильин В.И. “Белые воротнички” в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат? // Рубеж. 1996. № 8–9. С. 98–122.

Кабацков А. Офисный мир и высшее профессиональное техническое образование // Антропология профессий / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ЦСПГИ, Научная книга, 2005. С. 117–135.

Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989.

Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. М.: Мысль, 1971.

Мезенцев С.Д. Философия науки и техники: учебное пособие. М.: МГСУ, 2011.

Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности её развития. Л.: Лениздат, 1970.

Мертон Р. Машина, рабочий и инженер / Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Москва, Хранитель, 2006. С. 782–797.

Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 15–25.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Антропологические исследования профессий // Антропология профессий: Сб. науч. трудов. Саратов: ЦСПГИ “Научная книга”, 2005. С. 13–50.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Мир профессий как поле антропологических исследований // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 3–17.

Рыжиков А.Л. Впереди – прошлое. Рязань: Лист, 2010.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учебн. пос. для вузов. М.: Гардарики, 1999.

Терентьев Я.К. Кадровый пустырь Страны Советов: Записки инженера. СПб., 2009.

Чернова Ж.В. Семья как политический вопрос: государственный проект и практики приватности. СПб.: Изд-во ЕУ, 2013.

Чешев В.В. О предмете и основных понятиях технических наук (гносеологический анализ) / Автореф. … канд. филос. наук. Томск, 1968.

Шкаратан О.И. (ред.) Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда. М.: Мысль, 1985.

Шкаратан О.И., Инясевский С.А., Любимова Т.С. Информациональные производители как основные акторы развития новой экономики: Препринт WP7/2007/04. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. VI (1). С. 139–161.

Ядов В.А. (ред.) Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. М.: Мысль, 1977.

Bloor G., Dawson P. Understanding Professional Culture in Organizational Context // Organization Studies. 1994. № 15. P. 275–295.

Boyatzis R. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: John Wiley & Sons, 1982.

Cech E. Engineers and Engineeresses? Self-conceptions and the Development of Gendered Professional Identities // Sociological Perspectives. 2015. № 58(1). P. 56–77.

Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Academic Press, 1979.

Darr A. Technical Labour in an Engineering Boutique: Interpretative Frameworks of Sales and R&D Engineers // Work, Employment and Society. 2000. № 14(2). P. 205–222.

Dryburgh H. Work hard, play hard. Women and Professionalization in Engineering – Adapting to the Culture // Gender & Society. 1999. № 13(5). P. 664–682.

Evans E. Professionalism, Professionality and the Development of Education Professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. № 56(1). P. 20–38.

Frehill L. The Gendered Construction of the Engineering Profession in the United States, 1893–1920 // Men and Masculinities. 2004. № 6(4). P. 383–403.

Friedson E. Professionalism: the third logic. London: Polity Press, 2001. Hall R.H. Occupations and the Social Structure. New York: Prentice Hall, 1969.

Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories // Academy of Management Executive. 1993. Vol. 7. P. 81–94.

Hoyle E., Wallace M. Educational Leadership: Ambiguity, Professionals and Managerialism. London: Sage, 2005.

Jacobsen J.P. The Economics of Gender. Cambridge: Blackwell, 1994.

Kilduff M., Funk J.F., Mehra A. Engineering identity in a Japanese factory // Organization Science. 1997. № 8. P. 579–592.

Kornhauser W. Scientists in Industry. Berkeley: University of California Press, 1963.

Kunda G. Engineering Culture. Control and Commitment in High-Tech Industry. Philadelphia: Temple University Press, 2006.

MacGrain-Herkenhoff L. Professional Culture, Emotional Intelligence and the Emotional Process Model // Journal of Organizational Leadership & Business. 2010. 3(Summer). P. 124–145.

McIlwee J.S., Robinson J.G. Women in engineering: Gender, power, and workplace culture. Albany: State University of New York Press, 1992.

Meiksins P., Watson J. Professional autonomy and organizational constraint: The case of engineers // Sociological Quarterly. 1989. № 30. P. 561–585.

Parikh P.P., Sukhatme S.P. Women Engineers in India // Economic and Political Weekly. 2004. № 39(2). P. 193–201.

Parsons T. Some Problems Confronting Sociology as a Profession // American Sociological Review. 1959. № 24. P. 547–558.

Perlow L. Time to Coordinate Toward an Understanding of Work-Time Standards and Norms in a Multicountry Study of Software Engineers // Work and Occupations. 2001. № 28(1). P. 91–111.

Perucci R. Engineering. Professional Servant of Power / The Professions and their Prospects. London: 1973. P. 99–129.

Robledo I., Peterson D., Mumford M. Leadership of scientists and engineers: A three-vector model // Journal of Organizational Behavior. 2012. № 33. P. 140–147.

Sankowska A., Söderlund J. Trust, reflexivity and knowledge integration: Toward a conceptual framework concerning mobile engineers // Human Relations. 2015. № 68(6). P. 973–1000.

Smith C., Meksins P. The Role of Professional Engineers in the Diffusion of “Best Practice” Production Concepts: A Comparative Approach // Economic and Industrial Democracy. 1995. № 16. P. 399–427.

Watson J., Meiksins P. What Do Engineers Want? Work Values, Job Rewards, and Job Satisfaction Science, Technology, & Human Values. 1991. № 16(2). P. 140–172.


Содержание номера № 9, 2016