О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова)

О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова)


Майорова-Щеглова С. Н.

Доктор социологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия. sheglova-s@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Майорова-Щеглова С. Н. О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова) // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 135-138



Аннотация

В статье критически рассматриваются итоги исследования досуговых практик, проведенного научным коллективом НИУ ВШЭ. Значимость анализируемой статьи исследования состоит в фиксации новой тенденции родительского поведения: высокой степени вовлечения современного старшего поколения в организацию внешкольных занятий. Главные недостатки работы связаны с фокусированием лишь на учреждениях дополнительного образования и конструирование выводов о пространстве жизни детей на основе мнения взрослых. Раскрываются методологические и методические проблемы перспективы изучения досуговых практик юного поколения. Досуг детей предлагается определить как совокупность активностей детей по их выбору внеобразовательных программ, домашних обязанностей, оздоровительных процедур, которые дети выполняют по указанию взрослых. В статье приведены данные опросов самих детей о структуре их свободного времени и предпочтениях. Изучение в перспективе предлагается проводить в русле развития социологии детства с помощью инструментальной, гуманистической, правовой и др. моделей, особое место отводить изучению реального досуга подростков по их выбору. Использование мнения родителей нуждается в корректировке с учетом их статуса. Требует отдельного измерения отражение в новых современных практиках досуга социально-экономической и социально-культурной дифференциации семей с детьми.


Ключевые слова
досуг; дети; подростки


Список литературы

Дети и родители: совместный досуг. ФОМ. 2013. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11256 (дата обращения: 07.05.2016).

Губанова А. Ю. Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение // Вестник РГГУ. Серия «Социологические науки». М.: РГГУ, 2013. № 2(103). С. 131–137.

Гуркина О. А., Мальцева Д. В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123–130.

Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследования) // Социологические исследования 2015. № 11. С. 156–160.

Майорова-Щеглова С. Н. Общение детей: социологический анализ традиционных и инновационных форм // Мир психологии. 2015. № 1. С. 94–101.

Митрофанова С. Ю. Парадоксы пространства детства // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1(51). С. 32–40.

Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская, С. Майорова-Щеглова, П. Макеев. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013.

Свободное время ребёнка. ФОМ. 2007 г. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/teen_cheeld/ d071021 (дата обращения: 07.06.2015).

Филиппова А. Г. Детство в отечественной и зарубежной социологии: субъект-объектный & диахронически-синхронический подходы // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 91–100.

Содержание номера № 12, 2016