Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане: мотивация, адаптация, жизненные планы

Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане:
мотивация, адаптация, жизненные планы


Габдрахманова Г. Ф.

доктор социологических наук, зав. отделом этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань; главный научный сотрудник международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия medi54375@mail.ru

Сагдиева Э. А.

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, Казань, Россия elvina_n@inbox.ru

Кораблева Н. И.

Кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии и права Казанского государственного энергетического университета, Казань, Россия. nargiza_kgeu@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Габдрахманова Г. Ф., Сагдиева Э. А., Кораблева Н. И. Студенты из государств Центральной Азии в Татарстане: мотивация, адаптация, жизненные планы // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 58-63



Аннотация

Студенты из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана – одна из наиболее многочисленных и активно пополняющихся групп “учебных мигрантов” в Татарстане. Рассмотрены этапы и результаты их адаптации, этносоциальные и образовательные эффекты “учебной миграции”. Выявлены факторы, определяющие мотивацию абитуриентов-иностранцев к получению высшего профессионального образования в российских вузах, показаны их учебные, социокультурные, финансовые, бытовые проблемы. Продемонстрирована роль этнокультурной, религиозной и этноязыковой идентичности студентов в интеграции в принимающее сообщество. Выделены траектории адаптации “учебных мигрантов” и типы их взаимодействий с окружающей средой. Дана характеристика сети посредников в реализации целей образовательной миграции и дальнейших жизненных планов студентов Центральной Азии.


Ключевые слова
учебная миграция; иностранные студенты; адаптация; мотивация; Центральная Азия; Татарстан


Список литературы

Вадутова Ф.А., Кабанова Л.И., Шкатова Г. И. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 12 (102). С. 123–126.

Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Pedagogical sciences. № 8. 2011. С. 284–288.

Моднов С.И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. 1 (Гуманитарные науки). С. 111–115.

Рахимов Т. Р. Анализ особенностей культурной адаптации и организации процесса обучения иностранных студентов в российских вузах // Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Томский университет. 2011. № 9. С. 126–133.

Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К. А. Гаврилова, Е. Б. Яценко. М.: Фонд “Наследие Евразии”, 2012.

Содержание номера № 3, 2017