Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия

Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия


Коломиец В. П.

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия vikkolomiets@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3-14



Аннотация

В статье предпринята попытка представить проблемы социологии массовой коммуникации современного общества, характеризующегося многообразием каналов коммуникации, контента, коммуникационных практик. В основу положена гипотеза, что символико-технологическое многообразие требует иных интерпретаций как исходных понятий социологии массовой коммуникации, так и концептуальных построений. В статье представлена трехуровневая трактовка массовой коммуникации: централизованной, децентрализованной и общедоступной. Исследовательское пространство социологии массовой коммуникации рассматривается в двух оптиках: социетальной (как взаимосвязь общества, его институтов и массовой коммуникации); инструментальной, в которой социологические исследования способствуют оптимизации деятельности конкретных медиаструктур и медиаорганизаций. Первая оптика предполагает социологический анализ медиатизации социальной жизни, проникновения медиалогики во все институциональные образования и формирование символико-технологической социальности. Вторая оптика требует от социологов концептуализации совершенно новых социальных практик медиапотребления, социализационного потенциала социальных медиа, анализа социальных эффектов постоянного и всепроникающего конекта (всегда на связи) практически всех. Представленный анализ позволил сделать вывод, что созданные в эпоху коммуникационного дефицита теоретические построения постепенно теряют свою эвристическую значимость, что требует от социологов сегодняшнего дня активизации исследований в области массовой коммуникации, социального влияния цифровых информационных технологий.


Ключевые слова
социология массовой коммуникации; общество коммуникационного изобилия; массовая коммуникация; средства массовой информации; средства массовой коммуникации; социальные медиа; медипотребление


Список литературы

Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пос. для вузов. М., 2003.

Гриффин Э. Коммуникация: теория и практика. М., 2015.

Гостенина В.И. Социология массовой коммуникации: учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. М., 2009.

Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пос. Ростов н/Д., 2009.

Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2016.

Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015.

Коломиец В.П. Медиасоциология. М., 2014.

Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. Российское телевидение: индустрия и бизнес / Аналитический центр “Видео Интернешнл” / Под ред. В.П. Коломийца, И.А. Полуэхтовой. М., 2010.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.

Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: Учеб. пос. СПб.: Питер, 2005.

Полуэхтова И.А. Социология массовой коммуникации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 34–36.

Свитич Л.Г. Социология журналистики (методология, методы, направления и результаты исследований): Учеб. пос. М., 2010.

Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М., 2014.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. 4-е изд. М., 2009.

Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пос. М., 2006.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пос. для студ. вузов. М., 2015.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Учеб. пос.: В 2-х ч. М., 2002.

Cloudry N. Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling // New Media & Sociеty. 2008. 10(3). P. 373–391.

Donges P. Medialisierung politischer Organisationen: Parteien in der Mediengesellsсhaft. Wiesbaden: VS Verlag, 2008.

Hepp A., Krotz F. Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. Edited by Andreas Hepp and Friedrich Krotz. New-York: Palgrave Macmillan, 2014.

Kurtz E. Why Sociology Abandoned Communication // The American Sociologist. 2009. 40. P. 167–174.

Lorimer R. Mass Communication: Some Redefinitional Notes // Canadian Journal of Communication. 2002. Vol. 27. P. 63–72.

Lundby K. Mediatization: conсept, changes, consequences / Ed. by K. Lundby. New-York: Peter Lang, 2009.

McQuail Sociology of Mass Communication // Annual Review of Sociology. 1985. No. 11. P. 93–111.

McQuail’s Mass Communication Theory. Sixth edition. 2010.

Pooley J., Katz E. Further Notes on Why American Sociology Abandoned Mass Communication Research // Journal of Communication. 2008. No. 58. P. 767–786.

Содержание номера № 6, 2017