Студенты сестринского дела
между идеалами и практикой профессии


Темкина А. А.

PhD, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия temkina@eu.spb.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Темкина А. А. Студенты сестринского дела: между идеалами и практикой профессии // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 24-31



Аннотация

Статья посвящена анализу формирования профессиональной позиции студентов в процессе сестринского образования. На основе интервью со студентами и преподавателями выявляются противоречия между “идеальным” академическим подходом в образовании и практическими требованиями организаций российского здравоохранения. В ходе обучения у студентов складывается образ будущей профессии как призвания – личностной вовлеченности и как профессиональной роли. Когда студенты узнают об издержках профессии и ее низком статусе, они начинают наводить смысловые и практические мосты между идеалами и теорией, с одной стороны, и реальной практикой, с другой. Будущие медсестры, приспосабливаясь к прагматике работы, становятся более инициативными, преодолевая отчуждение и научаясь добиваться внимания медицинского персонала для того, чтобы их реально обучали. Они осваивают практические и эмоциональные навыки. Будущие медсестры обучаются тому, как минимизировать эмоциональные и физические усилия, управляя дистанцией в отношениях с пациентами, определяя объемы ответственности и информирования во взаимодействиях с ними. Вариантом овладения издержками профессии является их переосмысление и наделение профессии личным смыслом, как практическим (материальным), так и гендерным, который соответствует представлениям о традиционном женском предназначении. Студенты могут сокращать издержки профессии, выбирая в ней более комфортные условия, либо отказываться от решения проблемы, уходя из профессии. Будущие медсестры хорошо осознают проблемы и объемы собственных усилий, необходимые не только для изучения теории и освоения навыков, но и для адаптации к трудностям профессии на практике.


Ключевые слова
профессия; сестринское дело; студенты; академические стандарты; забота; эмоциональная работа; профессиональная практика; личностная вовлеченность

Список литературы

Бутенко Т. В., Саблина Т. А. Типологические особенности трудовой мотивации медицинских сестер // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/4/2553. phtml (дата обращения: 18.12.2016). [Butenko T. V., Sablina T. A. (2011) Typological peculiarities of work motivation of nurses. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychology and Education]. 2011. No. 4. (In Russ.)]

Кузнецова В, Агапова Ю. Барьеры в обучении студентов медицинских колледжей: взгляд акушерок-преподавателей // Меняющееся родовспоможение: взгляд акушерок и социологов / Под ред. Бороздина Е., Темкиной А. СПб.: ЕУСПб, 2017 (в печати). [Kuznecova V, Agapova Ju. (2017) Barriers in education of students of medical colleges: perspective of teachers-midwifes. In: Borozdina E, Temkina A. (eds) Childbirth care in change: perspectives of midwifes and sociologists. Saint-Petersburg: EUSPb. (In Russ.)]

Симонова О., Ядрова Е. Сообщество средних медицинских сотрудников в области кардиохирургии: социологический анализ эмоционального труда // Профессии социального государства / Под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО “Вариант”, ЦСПГИ, 2013. [Simonova O., Jadrova E. (2013). Community of Hospital Nurses in Cardiosurgical Departments: Sociological Analysis of Emotional Labour. In: Professions of the Social State. Ed. by P. V. Romanov, E. R. Jarskaya-Smirnova. Moscow: OOO “Variant”, CSPGI (In Russ.)]

Apesoa-Varan E. (2007) Educated Caring: The Emergence of Professional Identity Among Nurses. Qualitative Sociology. Vol. 30. No. 3: 249–274.

Brodie D., Andrews G., Andrews J., Thomas G., Wong J. Rixon L. (2004). Perceptions of Nursing: Confirmation, Change and the Student Experience. International Journal of Nursing Studies. Vol. 41. No. 7: 721–733.

Becker H., Geer B., Hughes E., Strauss A. (1961) Boys in white: Student culture in medical school. Chicago: The University of Chicago Press.

Kelly J., Ahern K. (2009) Preparing Nurses for Practice: A Phenomenological Study of the New Graduate in Australia. Journal of Clinical Nursing. Vol. 18 No. 6: 910–918.

MacIntosh J. (2003) Reworking Professional Nursing Identity. Western Journal of Nursing Research. Vol. 25 No. 6: 725–741.

Mackay L. (1998) Nursing: will the Idea of Vocation Survive. The Sociology of the Caring Professions. In: P. Abbott and L. Meerabeau (eds). The Sociology of the Caring Professions. London: UCL Press Ltd.

Ridgeway C. (2011) Framed by Gender: How Gender Inequality Persists in the Modern World. New York: Oxford University Press.

White K. (2002) Nursing as Vocation. Nursing Ethics. Vol. 9. No. 3: 279–290.


Содержание номера № 7, 2017