Социосемиотическая специфика современного мифа об Иване Грозном


Воронцов А. В.

Доктор философских наук, Почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, заведующий кафедрой социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия vorontsov@herzen.spb.ru

Головушкин Д. А.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия golovushkinda@mail.ru

Прилуцкий А. М.

Доктор философских наук, заведующий кафедрой истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия alpril@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Воронцов А. В., Головушкин Д. А., Прилуцкий А. М. Социосемиотическая специфика современного мифа об Иване Грозном // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 12-19



Аннотация

Культ Ивана Грозного в последнее время набирает популярность в неканоническом русском православии и у маргинальных православных верующих. Будучи продуктом мифологической культуры, он способен формировать свое дискурсное социокультурное пространство. Его особенность — взаимодействие конспирологического, ностальгического и героического мифов. Задействуется мифологема “оклеветанный святой”, позволяющая конспирологически объяснить конфликт “исторического” и “агиографического” образов Ивана Грозного. С этой мифологемой связана мифологема ритуального убийства, позволяющая утверждать, что Иван Грозный является мучеником. Обе эти мифологемы представлены в акафистах и молитвах Ивану Грозному, они обладают выраженной перформативностью, придавая тестам особую социальную актуальность и значимость. Социополитическая актуализация текстов осуществляется благодаря метафорам и аллегориям, противопоставляющим святой Восток порочному Западу, борьба с которым имеет религиозное значение.


Ключевые слова
социальная история; религиозная ситуация; народная религия; Иван Грозный; мифология; агиография; религиозный культ; конспирология


Список литературы

Головушкин Д.А. Православный фундаментализм: возвращение к осмыслению // Философская мысль. 2016. № 1. С. 111–155.

Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм/религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. № 1(57). С. 87–97.

Зыгмонт А.И. О феномене “царебожия” в современной религиозной культуре России // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 11 (91). С. 138–145.

Каравашкин А. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории XI– XVII вв. // Россия XXI. 2006. № 4. С. 62–109.

Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке (Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский) // Россия XXI. 1998. № 11–12. С. 88–126.

Коцюбинский А.П., Коцюбинский Д.А. Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна. М.: “КоЛибри”, 2014.

Мутья Н.Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2010.

Никольский Е.В. Ересь царебожия как “реинкарнация” культа деизированных правителей Древнего мира // Studia Humanitatis. 2014. № 3. URL: http://st-hum.ru/node/168 (дата обращения: 21.01.17).

Прилуцкий А.М., Светлов Р.В. Метафорика религиозного и парарелигиозного дискурсов сталинского мифа // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 18. С. 156–164.

Прилуцкий А.М. “Сталинский миф” в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 87–95.

Семененко-Басин И.В. Культ императора Николая II в традициях российского православия XХ — начала XXI в. // Религиоведение. 2009. № 3. С. 28–38.

Трунова Т.А. Формирование образа политической власти в Древней Руси // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 4–1. С. 117–120.

Филиппович А.В. Миф в политических идеологиях модерна // Антро. 2015. № 2 (17). С. 100–109.

Содержание номера № 8, 2017